Брянский автомобильный завод
Брянский механический завод


автопоезд 6009
автопоезд 60091

активный автопоезд «6009» в ходе
испытаний с весо-габаритным
макетом груза на прицепе и без него

активный автопоезд «6009» в ходе
испытаний с речным понтоном

    Несмотря на то, что автопоезд 3405-9366 успешно прошел заводские и, впоследствии, приемочные испытания в 21 НИИИ, его судьба долго была неопределена – в связи с освоением на БАЗе нового семейства специальных колесных шасси, свободных производственных мощностей на заводе не было. По этой причине было принято решение передать производство автопоезда 3405-9366 на соседний Брянский машиностроительный завод (чьим основным профилем вообще-то был выпуск маневровых тепловозов). Однако, при передаче конструкторской документации с БАЗа на Брянский машиностроительный завод для подготовки производства стало понятно, что технологическое оборудование БМЗ не позволит изготавливать оригинальные узлы и агрегаты автопоезда в необходимых объемах. Поэтому конструкторами и технологами БАЗа совместно с коллегами с БМЗ была переработана документация для выпуска машин. Окончательный вариант автопоезда, который пошел в серийное производство, получил обозначение «6009».
    Защита техпроекта автопоезда «6009» была проведена в декабре 1980 года. В отличие от автопоезда 3405-9366, автопоезд 6009 получил всего два конических редуктора (у 3405-9366 их было четыре). Также в техпроекте автопоезда «6009», как на недостаток 3405-9366, указывалось, что понижающий планетарный редуктор последнего сложен в изготовлении и ремонте, а его шинно-пневматическая муфта в режиме буксования в эксплуатации практически не проверена.
    Крутящий момент от силовой передачи тягача автопоезда «6009» к трансмиссии полуприцепа передавался механическим способом через нижний конический редуктор, монтировавшийся под седельным устройством, и приводимый с помощью карданного вала от односкоростной коробки отбора мощности, крепившейся на раздаточной коробке машины. Как и у предшественника с гидроприводом, механический привод включался автоматически только при движении на первой или второй передачах, а также на пониженной передаче раздаточной коробки или при движении задним ходом. Внешне автопоезда с гидрообъемным и механическим приводом активных колес полуприцепа практически ничем между собой не отличались, их технические и эксплуатационные параметры были почти идентичны.
    Базовый вариант автопоезда, собственно и получивший обозначение «6009», включал в себя модернизированный седельный тягач модели "4401" со 150-сильным бензиновым мотором и двухосный полуприцеп-шасси БАЗ-9951 грузоподъемностью 7,4 т и с погрузочной высотой 1110 мм.
    Опытные образцы автопоезда прошли предварительные испытания в апреле 1982 года, а уже в первом квартале 1983 года в 21 НИИИ были завершены Государственные (приемочные) испытания трех опытных образцов автопоезда.
    Созданная одновременно модификация автопоезда «60091» отличалась увеличенной в длину на 460 мм рамой полуприцепа БАЗ-99511 (аналог прежнего ЗИЛ-137Б), что привело к увеличению габаритной длины автопоезда до 14500 мм при сохранении всех остальных параметров, включая расход топлива.
    Несмотря на организацию выпуска новых автопоездов на БМЗ, их военная приемка по-прежнему осуществлялась силами ПЗ №38, размещавшейся на БАЗе.
    Выпуск автопоездов семейства «6009» был прекращен в 1990 году.

    Как и их предшественники семейства ЗИЛ-137, автопоезда семейства «6009» также использовались в качестве основы транспортных машин 9Т222, 9Т226 и 9Т227, предназначенных для доставки вооружения ракетных комплексов «Точка», «Круг» и «Куб». Кроме того, на их базе были созданы транспортные машины 9Т238 и 9Т240, входившие в комплексы «Точка-У» и «Ока»:
    9Т238 – транспортная машина модернизированного ТРК 9К79-1 «Точка-У», идентичная модели 9Т222, но использовавшая активный полуприцеп БАЗ-9951 в составе автопоезда «6009». Также служила для перевозки двух собранных ракет в специальных герметичных транспортных контейнерах или четырех боеголовок под теплозащитными чехлами. На вооружении состояла с 1989 года - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6.
    9Т240 – транспортная машина нового оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока» для перевозки на автопоезде «60091» одной ракеты и ее боевых частей в специальных контейнерах 9Я249 и 9Я251. Принята на вооружение в 1983 году, но вскоре была разукомплектована в соответствии с Договором о ликвидации РСМД - фото7, фото8.
    АХБ-60091 – автомобильный хлебопекарный блок в специальном фургоне К-862 на полуприцепе 99511 автопоезда «60091» - фото9. Был унифицирован с первой моделью АХБ-2,5, принят на вооружение 30 декабря 1990 года и комплектовался брянским военным заводом №111. От своего предшественника отличался новым кузовом, общей облегченной конструкцией и повышенной производительностью хлебопекарного оборудования, набор которого практически не изменился, а также автономной системой электрооборудования и наличием собственной водопроводной сети. Состав и типаж источников электроэнергии тоже остался прежним, но при необходимости блок мог работать на жидком или твердом топливе. Его производительность по ржаному хлебу также составляла 2,5 т в сутки, пшеничного – до 2,3 т, продолжительность автономной работы достигала трех часов. Длина автопоезда – 15 590 мм, снаряженная масса сократилась до 18 240 кг. Учитывая срок принятия на вооружение, АХБ-60091, по всей видимости, была выпущен в единичных экземплярах.



    Модель.


К другим автомобилям марки "БАЗ"("БЗКТ")               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 02 февраля 2020 года          
Последняя редакция - 10 февраля 2024 года