Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАМИ-0112 / ЕрАЗ-763

Второй построенный РАФом фургон НАМИ-0112 получил ступенчатую крышу, хорошо видимую на виде сбоку:

    Одними из главных недостатков, свойственных семейству РАФ-977, по наследству доставшихся и ереванским фургонам ЕрАЗ-762, являлись непрочный и нетехнологичный кузов, а также перетяжеленный передок машины и недостаточный ресурс агрегатов от ГАЗ-21, плохо подходящих для эксплуатации в «грузовом» режиме. По первоначальному замыслу, ЕрАЗ-762 считался временным вариантом и уже в 1970 году должен был уступить свое место на конвейере новому объекту производства. Создание новой машины на конкурсной основе было поручено БелАЗу и НАМИ. И если у БелАЗа работы остановились на макете в масштабе 1:5, то НАМИ спроектировал в 1965 году компактный фургон НАМИ-0112 грузоподъемностью 800 кг, использовавший двигатель «Москвич-408». Техническим проектом предусматривалось целое семейство легких развозных фургонов, включавшее в себя обычный промтоварный фургон с двустворчатыми распашными задними дверями, предназначенный для перевозки мелких партий товаров народного потребления, изотермический теплоизолированный фургон с одной задней дверью, а также фургон-рефрижератор с теми же отличительными особенностями, что и у изотерма, но с дополнительно установленной холодильной установкой. Для снижения веса фургонов обшивку их кузовов предполагалось выполнить из дюралюминия.
    Для изготовления ряда узлов и деталей НАМИ-0112 и окончательной сборки машины были привлечены автозаводы УАЗ и РАФ. УАЗ изготовил ведущие задние мосты типа De Dion с колесными редукторами от ЗАЗ-970, примененные здесь для снижения погрузочной высоты, коробки передач типа УАЗ-451, а также сцепления типа ГАЗ-69 и карданные валы. РАФ же изготовил кузова и в декабре 1965 года собрал два опытных фургона НАМИ-0112 в обычном промтоварном исполнении. При этом из-за сжатых сроков постройки машин их конструкция была несколько упрощена относительно первоначального проекта: для обшивки кузова вместо дюралюминиевых были применены стальные панели, применены рычажные амортизаторы вместо телескопических, вместо двустворчатой двери сзади была установлена одностворчатая, как на серийном фургоне, а боковая дверь была выполнена распашной вместо изначально запроектированной сдвижной. Задняя подвеска была выполнена зависимой на продольных рессорах от РАФ-977Д
    Поскольку при создании НАМИ-0112 конструкторы ориентировались на кузовные панели будущего ЕрАЗ-762, оснастка для штамповки которых уже была заказана, то эти две модели оказались чрезвычайно похожи. Правда, кузов НАМИ-0112 был короче ЕрАЗа на 83 см по длине и выше на 22,5 см. Вследствие более короткого кузова, вместимость НАМИ-0112 уменьшилась на один кубометр, но зато этот фургон существенно выигрывал в маневренности (благодаря сократившейся на 40 см колесной базе) и расходе топлива.
    Один из построенных в Риге фургонов НАМИ-0112 был отправлен для ознакомления в Ереван, где ему, как потенциальной будущей серийной модели завода, даже присвоили собственный индекс ЕрАЗ-763. Второй образец был направлен в НАМИ, где испытывался до марта 1967 года, пройдя 10 000 километров. Результаты испытаний этой машины оказались неудовлетворительными и предстояла даже не столько доводка этой конструкции, сколько создание новой машины. В течение следующих нескольких лет в рамках работы по теме малотоннажного развозного фургона были созданы бескапотный фургон ЕрАЗ-773 и полукапотный ЕрАЗ-763А. Примечательно, что обе машины снова получили «москвичёвский» двигатель, как и НАМИ-0112, несмотря на его нестаточную мощность. Но если ЕрАЗ-773 так и не вышел из стадии опытно-конструкторских работ, то полукапотный ЕрАЗ-763А впоследствии стал родоначальником целого перспективного семейства «малотоннажников» ЕрАЗ-3730.


    Модель.


К другим автомобилям НАМИ               К другим автомобилям ЕрАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 22 марта 2024 года          
Последняя редакция - 22 марта 2024 года