Троллейбусный завод имени М.С. Урицкого

МТБ-82Д

МТБ-82Д выпуска 1951-1957 годов со звездой на передней панели кузова.

В 1958 году МТБ-82Д получили новую эмблему ЗИУ.

Интерьеры МТБ-82Д.

Появившаяся в 1958 году эмблема сохранила силуэт пятиконечной звезды, расположенной теперь как бы на фоне раскинутых крыльев, но дополнительно под ней появилась и абревиатура ЗИУ.

В 1960 году МТБ-82Д получили удлиненную лестницу, не имевшую съемной нижней части (справа).
Слева и в центре – троллейбусы произведенные до 1959 года включительно, соответственно с установленной и снятой съемной частью лестницы.


    Для решения все нараставшей проблемы пассажирских перевозок в крупных городах СССР в 1946 году были созданы три городских транспортных средства, отчасти унифицированных между собой по элементам кузова: троллейбус МТБ-82М, трамвай МТВ-82 и автобус ЗИС-154. Кузова этих машин собирались из унифицированных секций на каркасе, который обшивался панелями из 2-мм дюралюминия. В конструкции широко использовались алюминиевые профили, унифицированные стекла, арматура, сиденья, двери. При этом конструкция кузовов принципиально разнилась – у троллейбуса и трамвайного вагона несущим элементом служила сваренная из стандартных швеллеров рама, в то время как автобус получил несущий кузов. Производство троллейбуса и трамвая, в 1946 и 1947 году соответственно, было начато на заводе №82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (ныне Тушинский машиностроительный завод, г.Москва). А выпуск автобуса ЗИС-154 был начат в 1947 году московским ЗИСом.
    Уже в 1947 году на замену МТБ-82М был спроектирован модернизированный троллейбус МТБ-82Д, производство которого на заводе №82 продолжалось до середины 1950 года, когда, в связи с переориентацией этого предприятия на выпуск самолетов Ту-2, конструкторская и технологическая документация, а также вся необходимая техоснастка на МТБ-82Д были переданы вагоностроительному заводу в г.Энгельс Саратовской области, подчинявшемуся Министерству транспортного машиностроения СССР. После передачи троллейбусного производства в Энгельс возникла годовая пауза в выпуске МТБ-82Д – потребовалась не только отработка технологии производства нового для завода изделия, но и вдобавок проявились проблемы с поставками необходимой номенклатуры смежниками, вследствие чего первые троллейбусы были выпущены в Энгельсе лишь во второй половине 1951 года. С августа и до конца 1951 года был сдан 21 троллейбус при установленном годовом плане 150 единиц. Примечательно, что первая поставка МТБ-82Д производства ЗИУ на экспорт (ранее МТБ-82Д завода №82 поставлялись в Болгарию, Румынию, Венгрию) состоялась уже в том же 1951 году. Поточное же производство МТБ-82Д в Энгельсе было налажено лишь в 1952 году.
    Внешне энгельсские МТБ-82Д практически не отличались от тушинских машин на протяжении всего периода их выпуска. В качестве заметных отличий можно упомянуть разве что изменившуюся в 1958 году эмблему на передней панели кузова (вместо большой пятиконечной звезды, появившейся у машин производства ЗИУ на месте тушинской "птички", и горизонтальных хромированных накладок стала устанавливаться эмблема ЗИУ, разработанная для троллейбуса ТБУ-1) да монтировавшуюся на задней стенке кузова удлиненную лестницу без съемной части (в 1960 году). А вот текущая модернизация конструкции троллейбуса носила куда более регулярный характер. Прежде всего, уже в 1952 году для улучшения герметичности была изменена конструкция обшивки крыши. В том же году была изменена и схема подвода воздуха к пневмоприводам механизма открытия дверей, позволившая исключить замерзание конденсата в системе. В 1953 году был изменен привод рабочей тормозной системы и внедрен новый обратный клапан, уменьшивший утечки воздуха из пневмосистемы троллейбуса. В 1954 году была внедрена защита от радиопомех, вследствие чего изменилась электрическая схема машины и далее до самого конца выпуска постоянно проводилась модернизация электрического оборудования МТБ-82Д. Ближе к концу выпуска троллейбусы МТБ-82Д получили рулевой механизм от МАЗ-200 вместо использовавшегося до этого механизма от довоенного ЯГ-4. Также можно отметить переход в последние годы выпуска МТБ-82Д на стальную обшивку бортов троллейбуса вместо применявшейся ранее обшивки из дюралюминия.
    Выпуск МТБ-82Д был прекращен в середине 1961 года в связи с переходом на поточное производство новой модели ЗИУ-5. Всего заводом имени Урицкого было выпущено 3 745 единиц троллейбусов МТБ-82Д всех исполнений, включая 20 машин для обслуживания ВСХВ (1954 год) и 87 машин со съемным санитарным оборудованием (1955 год).



    Весной 2013 года сразу два бренда – SSM и Ultra models – объявили о выпуске моделей МТБ-82Д. Первой в марте увидела свет желто-синяя модель Ultra models, копирующая троллейбус выпуска после 1958 года (на снимках вверху). Модель отличали открывающиеся пассажирские двери и поворачивающиеся передние колеса, что почти не свойственно 43-му масштабу. Коллекционеры сетовали на слишком насыщенный оттенок желтого цвета, которым была окрашена верхняя часть модели, а также на некий четырехугольный прилив на переднем скате крыши над кабиной водителя (видимо, заимствованный с моделей МТБ-82Д херсонской мастерской "Вектор-моделс", послуживших своего рода точкой отсчета при создании этой модели), которого нет на настоящих троллейбусах, но, кажется, на уровне продаж и на общей положительной оценке модели это почти не отразилось.

    В апреле 2013 года в продажу была выпущена версия SSM, копирующая более раннюю версию МТБ-82Д, еще со звездой на передней панели (на снимках внизу), а в мае того же года увидело свет и аналогичное исполнение модели от Ultra models (фото1, фото2, фото3, фото4, фото5). Примечательно, что обе этих модели не только вышли почти одновременно, но и получили идентичную окраску (впрочем, тоже не вполне соответствующую заводской "слоновой кости"). Модель SSM отличалась от моделей Ultra models визуально существенно более переразмеренными заклепками на кузове и, одновременно, куда более достоверным исполнением перемычки между передними стеклами.


    Впоследствии модель SSM была выпущена под брендом AVD в виде набора деталей для самостоятельной сборки модели, а также в несколько упрощенном виде и двух иных схемах окраски была перевыпущена в рамках дочернего бренда "Советский автобус", а также была выпущена издательством "Модимио" в журнальной серии "Наши автобусы":


    Также также следует вспомнить уже упоминавшиеся выше модели МТБ-82Д, выпускавшиеся долгое время херсонской мастерской "Вектор-моделс". Мастерская выпускала модели всех трех вариантов ("тушинская", ранняя ЗИУ и поздняя ЗИУ) и в разных вариантах окраски. В настоящее время модели не выпускаются. На фотографиях ниже представлены варианты моделей троллейбусов, прошедшие восстановительный ремонт, на что указывают появившиеся над фарами головного света повторители поворотов, которых не было на машинах, только сошедших с конвейера:


К другим моделям ЗИУ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 23 февраля 2024 года          
Последняя редакция - 23 февраля 2024 года