Проект 19-местного пассажирского автобуса капотного типа, который должен был прийти на смену автобусу с кузовом типа "Аремкуз", был разработан на Центральном авторемонтном заводе №101 Министерства обороны СССР в 1953 году. Новая машина получила обозначение АП-4 (Автобус Пассажирский, проект №4) и с небольшими отличиями копировала конструкцию автобуса ГЗА-651. В качестве базы для АП-4 использовалось шасси ГАЗ-51И, оснащавшееся передком ГАЗ-81Е с выпуклой решеткой радиатора, разработанной для автобусов. АП-4 получил деревянный каркас кузова со стальной наружной обшивкой, но при этом салон оснащался отопителем от "Победы" – невероятная роскошь в сравнении со, сперва горьковскими, а затем павловскими и курганскими автобусами, долгое время не имевшими салонного отопителя, который появился лишь в 1970 году на модели КАвЗ-651Б. Аншлаг в переднем скате крыши отсутствовал, а над ветровым стеклом автобуса, в козырьке ската крыши, был расположен воздухозаборник приточной вентиляции салона. Вытяжная вентиляция обеспечивалась за счет отверстий в боковых скатах крыши, прикрытых характерными накладками-"капельками".
Опытная партия АП-4 была построена уже в декабре 1953 года, даже не дожидаясь результатов полигонных испытаний первого опытного образца, построенного в сентябре того же года. Начиная с 1954 года автобус выпускался серийно в объеме порядка 400 машин в год. При этом, ввиду дефицита шасси ГАЗ-51И, изготовление АП-4 велось также и на стандартных шасси ГАЗ-51 – в этом случае их доработка под автобусную комплектацию велась силами самого 101 ЦАРЗ.
В середине 60-ых годов производство автобусов АП-4 было передано на 245 САРМ МО СССР (позже переименован в 778 ЗРАТТ, 778 ЦАРЗ, ГП "Бендерский авторемонтный завод", ЗАО "Днестр-авто", ОАО “Бендерский Автосборочный Завод” в г.Бендеры, Республика Молдова). А капитальный ремонт автобусов АП-4 осуществлялся ещё и на 172 ЦАРЗ в Воронеже. Таким образом, автобусы этого типа строились и ремонтировались сразу несколькими военными авторемонтными заводами и, в зависимости от места производства, могли в деталях отличаться друг от друга (например, московские машины имели характерный красный флажок на капоте). Изготовление же новых автобусов АП-4 было прекращено в Бендерах в 1975 году, в связи со снятием с производства базового шасси. |