История создания этого автобуса довольно необычна. В 1947 году Проектно-конструкторское бюро Управления авторемонтных заводов Мосгорисполкома разработало конструкцию катафалка на шасси ГАЗ-51 для Треста похоронного обслуживания. Кажется, достоверно и однозначно наименование этого автобуса пока не определено – Денис Дементьев и Николай Марков в своем фотоальбоме «Автобусы IV и V пятилеток. 1946-1955 г.г.» атрибутируют эту машину просто как «Автобусный кузов на шасси ГАЗ-51», но Михаил Егоров и Владимир Вараксин в своей статье «С маркой АКЗ», опубликованной в журнале «Грузовик Пресс» №7/2022, со ссылкой на ветеранов завода, именуют эту машину АКЗ-51 (впрочем, статья не отвечает на вопрос, почему заводу потребовалось отходить от принятой до этого сквозной нумерации своих изделий, а затем снова к ней возвращаться).
Первый экземпляр такой машины был собран в начале 1948 года. Как и другие кузова «Аремкуза», кузов этой машины имел в своей основе деревянный каркас из твердых пород дерева, унифицированный с каркасом кузовов типа АКЗ-1. Кабина водителя была отделена от салона сплошной перегородкой с небольшим окошком, имеющим раздвижное стекло. Полумягкие лавки для сопровождавших усопшего располагались в салоне вдоль бортов по обеим сторонам от перевозившегося в центре гроба. Попасть в салон можно было только через двустворчатую дверь сзади. Центральная часть крыши имела брезентовое покрытие. Этот кузов впоследствии послужил основой для множества модификаций – машины аварийных служб, пассажирский автобус, почтовые фургоны, агитмашины, машины для перевозки ценностей и пр.).
Пассажирское исполнение получило 16 мест для сидений. Доступ в салон осуществлялся, в отличие от катафалка, через служебную дверь по правому борту, а задняя двустворчатая распашная дверь могла не устанавливаться. В середине 1949 года документация на изготовление кузова, три эталонных кузова и комплект шаблонов были переданы в АВТУ ВМ СССР, организовавшего выпуск таких автобусов на расположенном в Москве военном АРЗ №101. На самом же «Аремкузе» массовый выпуск таких кузовов был начат только в 1950 году (за 1948-1949 годы было изготовлено всего 16 машин, и те преимущественно катафалки). А уже в 1953 году конструкция кузова была несколько пересмотрена: было изменено переднее остекление, передние двери стали прямоугольными и получили опускающиеся стекла, бензобак был перенесен на левую сторону, но трехоконная схема остекления салона была сохранена.
В 1954 году на смену этой модели кузова пришел модернизированный А-51. Общий объем выпуска автобусов типа АКЗ-51 за 1948-1954 годы всех модификаций и исполнений составил 793 экземпляра. |