После отказа в 1951 году от эксплуатации в Москве товаро-пассажирских такси на шасси ГАЗ-ММ и их переоборудования в обычные грузовые автомобили, существенно затруднилась доставка сельскохозяйственной продукции на рынки города. Поэтому уже в 1953 году для доставки сельчан и продуктов их подсобных хозяйств от станций железной дороги до московских городских рынков ПКБ УАРЗ (проектно-конструкторское бюро Управления авторемонтных заводов Мосгорисполкома) разработал проект товаро-пассажирского такси с кузовом автобусного типа на шасси ГАЗ-51. Выпуск такой машины был поручен московскому «Аремкузу».
При разработке конструкции кузова товаро-пассажирского такси за основу был взят почтовый фургон с дерево-металлическим кузовом, выпуск которого уже был освоен предприятием. При этом конструкция передней части кузова была пересмотрена: было применено четырехсекционное лобовое остекление, расположенное почти вертикально, благодаря чему передние двери стали прямоугольными и более удобными для использования. Эти изменения были признаны настолько удачными, что к такому внешнему виду были приведены в том же 1953 году и все пассажирские автобусы с аналогичным кузовом типа АКЗ-51.
Водительское место в товаро-пассажирском такси было частично отделено от салона перегородкой. Пассажиры попадали в салон либо через служебную дверь по правому борту автобуса, либо через заднюю двустворчатую распашную. Для удобства доступа в салон через заднюю дверь предусматривалось использование штатной складной лесенки. Окна кузова были выполнены увеличенной высоты относительно почтового фургона (лишь первый опытный экземпляр такси имел узкие окна и не имел рейсоуказателя в переднем скате крыши) и имели деревянную обрешетку из деревянных реек, закрепленных на ремнях, которая могла при необходимости быть полностью или частично прикреплена к потолку.
Первый образец товаро-пассажирского такси был построен в октябре 1953 года и уже в начале ноября был выведен на линию «Комсомольская площадь – Центральный рынок». Всего в 1953 году было изготовлено 19 машин (при плане 70 единиц). Выпуск товаро-пассажирских такси продолжился и в следующем году, причем машины выпускались также на шасси ГАЗ-63 (20 единиц) и ЗИС-150 (6 единиц в 1954 году и 2 единицы в 1955 году). Все товаро-пассажирские такси «Аремкуза» этой конструкции окрашивались единообразно – темно-салатовый низ и светло-салатовый верх, разделенные шашечками по поясной линии.
Предположительно, также была выпущена партия товаро-пассажирских такси, созданных уже на основе кузова А-51 (на фото во втором ряду). Впоследствии к выпуску аналогичных такси «Аремкуз» больше не возвращался. |