В 1946 году завод "Аремкуз" по заданию Моссовета разработал конструкцию грузо-пассажирского такси ("товаро-пассажирского" в терминологии тех лет), предназначенного для перевозок пассажиров с большим объемом или количеством мест багажа. За базу машины было взято шасси ГАЗ-ММ, на которое был смонтирован открытый дерево-металлический кузов с двумя лавками вдоль бортов, на которых могли разместиться 10 пассажиров. Еще один пассажир мог ехать в кабине. Для входа в кузов служили ступеньки в его задней части, прикрываемые одностворчатой распашной дверью. По бортам кузова были расположены поручни, а на случай непогоды автомобиль был укомплектован брезентовым тентом. Первые машины также получили рундуки под сиденьями, но в последствии от них отказались, оставив под лавками только кронштейны для раскрепления багажа. Общий вес перевозимого багажа был установлен на уровне 500 кг.
15 мая 1946 года Управлением пассажирского автомобильного транспорта Мосгорисполкома (УПАТМ) было открыто движение товаро-пассажирских такси по первым двум маршрутам, связавшим между собой крупнейшие вокзалы столицы. Маршрут №1 связывал Комсомольскую площадь и площадь Курского вокзала, при этом на Комсомольской площади такси последовательно объезжали все три расположенных на ней вокзала – Казанский, Ярославский и Ленинградский. Маршрут №2 связал Комсомольскую площадь и площадь Белорусского вокзала. На каждом маршруте в течение дня курсировало по десять машин, причем график их движения учитывал расписание отправления и прибытия поездов на эти пять вокзалов. К концу 1947 года товаро-пассажирские такси обслуживали по Москве уже двадцать регулярных маршрутов (между вокзалами, между вокзалами и городскими рынками), включая и три пригородных – до Бронниц, Красной Пахры и Красногорска. Кроме того, существовал и один сезонный маршрут – от метро Измайловская до парка имени Сталина.
Всего "Аремкузом" было выпущено 103 товаро-пассажирских такси на базе ГАЗ-ММ. Еще 25 таких машин были построены силами Центральной авторемонтной базы УПАТМ. Несмотря на сравнительно небольшое количество таких машин, потребности Москвы в такого рода транспорте они полностью закрывали в течение нескольких лет. А в октябре 1951 года, в связи с износом кузовов машин и нерентабельностью использования, все маршруты товаро-пассажирского такси в Москве, за исключением сезонного маршрута от метро Измайловская, были ликвидированы, а использовавшиеся в этой службе машины переоборудованы в чисто грузовые такси.
Стоит также отметить, что выпуск товаро-пассажирских такси отнюдь не ограничивался Москвой – на основании полученной от "Аремкуза" документации, аналогичные по назначению машины выпускались также в Ленинграде, Сочи, Киеве, Иваново, Тбилиси. В ряде других мест изготавливались и другие варианты машин такого типа с более простыми (и, соответственно, более дешевыми в изготовлении) кузовами. |