В октябре 1953 года по заданию Исполкома Московского городского совета завод «Аремкуз» и проектно-конструкторское бюро Управления авторемзаводами Моссовета приступили к созданию на базе ГАЗ-51 и ЗИС-150 специализированных фургонов для перевозки товаров народного потребления разного типа. Одним из требований, предъявленных к этой группе автомобилей, являлась унификация их кузовов по конструкции каркасов и арматуре, а специализация машин по группам товаров должна была осуществляться путем изменения внутренней планировки, внутреннего оборудования и расположению дверей. Отталкиваясь от этого требования, были разработаны три типа деревянных каркасов: автобусного типа нормального габарита для монтажа на шасси ГАЗ-51, автобусного типа нормального габарита для монтажа на шасси ЗИС-150 и кузов большого габарита для монтажа на шасси ГАЗ-51.
Второй тип каркаса предназначался для фургонов, перевозящих ткани и обувь – соответственно, более тяжелый и более объемный товар, для перевозок которого эффективнее было бы использовать шасси большего размера и большей грузоподъемности. Как и в случае с фургонами на базе ГАЗ-51, основой при создании фургона для шасси ЗИС-150 стал модернизированный кузов АКЗ-51 образца 1953 года, использовавшегося как для пассажирских автобусов, так и для товарно-пассажирского такси. Конструкция основания кузова, его бортов, крыши, ряда элементов каркаса АКЗ-51 была в целом сохранена, но габариты нового фургона были увеличены соразмерно шасси: длина кузова от торпедо составляла 5400 мм, ширина – 2350 мм, высота от центра колес – 2255 мм, внутренняя высота – 1850 мм, внутренняя длина грузового отсека от задней стенки до перегородки кабины водителя – 4260 мм, внутренняя ширина кузова – 2100 мм.
Доступ в грузовой отсек фургона для перевозки обуви осуществлялся через единственную дверь размером 980х1340 мм, находившуюся по правому борту позади заднего моста. Естественное освещение кузова в дневное время обеспечивалось через небольшие окошки в его боковых стенках, а для освещения в темное время суток использовались электрические плафоны. Поскольку обувь перевозилась в коробках размером от 60х50 до 80х50 см, то в грузовой части кузова, вдоль правого и левого бортов, были установлены на равном расстоянии от пола по три бруса с пазами. В пазы брусьев входили (в три ряда по высоте) съемные поперечины, снабженные по краям шпингалетами. С помощью этих поперечин, по мере загрузки кузова, раскреплялись ящики с обувью. В остальном же грузовой отсек представлял собой пустое пространство.
Фургоны были оснащены стандартным буксирным устройством, поскольку предусматривалась возможность их эксплуатация с двух- или одноосным прицепом-фургоном аналогичного назначения. Двери в задней стенке кузова эти машины, соответственно, не имели. |