Когда с автомобилем КИМ-10-50 в 1940 году ознакомили И.В. Сталина, то, как рассказывали свидетели, Иосиф Виссарионович остался недоволен ее двухдверной конструкцией. Именно после этих событий на базовом КИМ-10-50, что называется, был поставлен крест.
Создавать новый четырёхдверный кузов автомобиля КИМ-10 было поручено Техотделу ГАЗа. Конструкторы А.Н. Кириллов, Ю.Н. Сорочкин, А.М. Жерядин и их коллеги, использовав шасси КИМ, разработали оригинальный кузов без внешних деталей, непосредственно взятых от КИМ-10-50. Зимой 1940-1941 г.г. были изготовлены деревянный макет и один образец.
Приказом Наркома Среднего Машиностроения №55 от 23 января 1941 года с 1 июня планировалось начать массовый выпуск автомобилей этой модели, но переналадка оснастки затягивалась, и 8 мая очередной Приказ перенес срок начала выпуска на 1 сентября. План производства КИМ-10-52 на IV квартал 1941 года составлял 2800 штук. Эти планы были нарушены войной.
Тем не менее, 16 августа 1944 года вышел Приказ Наркома среднего машиностроения №381, предписывающий «Московскому заводу автозапчастей» (так назывался КИМ во время войны) возобновить работы по подготовке производства малолитражных автомобилей КИМ-10-52. Кроме того, была даже запланирована небольшая модернизация. Этот же нарком своим приказом №250 от 12 мая 1945 года распорядился в срок до 1 сентября изготовить два опытных образца автомобиля КИМ-10-52, а в декабре завершить их заводские испытания.
В конце июня 1945 года на показе послевоенных советских легковых и грузовых автомобилей в Кремле были представлены два малолитражных автомобиля – КИМ-10-52 и Opel Kadett 1939 года выпуска. И.В. Сталин дал приказ выпускать Opel. На этом история семейства КИМ-10 закончилась.
Экземпляр КИМ-10-52 сохранился до наших дней и экспонируется в фондах Политехнического музея в Москве - фото1.
Текст - Сергей Ионес |