Дерево-металлический фургон модели «400-422» грузоподъемностью 250 кг был разработан на МЗМА (ведущие конструкторы Л.И. Белкин, С.Д. Чуразов) в 1946 году. В следующем году был построен второй опытный образец автомобиля по доработанной документации. Советская версия грузового кузова имела существенные отличия от аналогичных кузовов, строившихся на шасси Opel-Kadett K38 в Германии. Тогда же, в 1947 году, была построена первая партия из 10 автомобилей для испытаний и опытной эксплуатации. Деревянные борта и дерматиновая крыша были внедрены ради экономии дефицитного в послевоенные годы стального проката.
Серийный выпуск «Москвич-400-422» был освоен в 1948 году. Деревянные детали изготавливались на заводе №471 (позже - Комбинат автофургонов КАФ) в г.Шумерля Чувашской АССР, при этом сборка автомобиля сначала велась непосредственно на МЗМА, но, из-за необходимости расширения производства седанов «Москвич-400-420» и кабриолетов «Москвич-400-420А» и связанной с этим нехватки места в цехах, вскоре была передана ремонтному заводу №2 ХОЗУ МВД СССР. Собственно, по этим же причинам – нехватка места и сложности в освоении – до конвейера так и не добрался однотипный с фургоном пассажирский универсал «Москвич-400-421».
Деревянные брусья каркаса и филенки из бакелитовой фанеры придавали автомобилям своеобразный вид. Использовался автомобиль в основном для перевозки почты и, что любопытно, контейнеров с монетами для телефонов-автоматов - фото1.
В 1954 году были переизданы Технические условия (ТУ) это семейство «москвичей» и если седан получил новое обозначение «Москвич-401-420», то фургон при этом сохранил свой прежний индекс – «Москвич-400-422», хотя по агрегатам был уже полностью аналогичен автомобилю модели «401».
Несмотря на то, что все семейство «москвичей» было снято с производства еще в апреле 1956 года, фургоны выпускались вплоть до декабря этого же года.
Фургоны, имевшие несущий пол, были рассчитаны на небольшой срок эксплуатации. Когда машины изнашивались, их нередко передавали в школы, в автоклассы, где учащиеся знакомились по ним с устройством автомобиля. Тем не менее, в частных руках сохранился целый ряд автомобилей, обычно переделанных в пассажирские и с требующей полной реставрации деревянной частью кузова.
Первый «новодельный» фургон «Москвич-400-422» был построен в середине 2000-х годов реставрационной командой Музея «Авторевю» (г.Москва). Вскоре аналогичную машину изготовила «Мастерская Евгения Шаманского». Позднее появилось ещё несколько отреставрированных и построенных заново фургонов.
Текст - Сергей Ионес
|