Проект модернизации «Москвича» «для улучшения удобства пользования и приведения внешнего вида в соответствие с автомобилями «Победа» и ЗИС-110» был задуман еще в 1946 году, когда были нарисованы первые эскизы. Автомобилю решили сделать цельный капот аллигаторного типа, объёмные крылья, выступающий багажник с уложенным горизонтально запасным колесом. Инициатива модернизировать кузов «Москвича» исходила от главного инженера завода В.Ф. Гарбузова.
Первый образец был построен в СКБ в Германии в 1947 году (так называемый «Сержант»), при этом нельзя исключить, что это была опытная довоенная разработка «Опеля». Для оценки внешнего вида перспективной модели альтернативный макет создавался и на МЗМА – к стандартной центральной части серийного кузова, оставшейся без изменений, были добавлены пластилиновые формы новых передка и задка. Руководил постройкой отечественного образца Е.И. Мастбаум, он же стал автором внешней формы. Бамперы конструировал в КБ шасси Ю.М. Немцов, силовую структуру кузова – С.Н. Лобов и А.М. Жерядин.
Первый московский ходовой образец был завершен к Первомаю 1948 года. Машина отличалась богатым декором с горизонтальными хромированными полосами облицовки. Кузов первоначально носил индекс «424». Двигатель и узлы шасси были новые, будущей модели «401». Коробка передач уже обзавелась синхронизатором и рычагом, установленным на рулевой колонке. В одних заводских отчётах этот образец фигурирует, как «Москвич-400-424», в других – как «Москвич-401-424». В течение 1948 года в ОГК был создан и второй вариант новой внешности, воплощенный в двух экземплярах. Его примета – вертикальные брусья облицовки.
В 1949 году кузов модернизированного автомобиля «Москвич-401-424» был доработан, получил увеличенный багажник, с несколькими вариантами внешнего оформления, новый капот, два альтернативных варианта более удобной для производства облицовки – новый вариант автомобиля получил индекс «Москвич-401-423».
В современных источниках встречается некорректное обозначение этих автомобилей «Москвич-403Э-424Э». Прежде всего, буква «Э» никогда не применялась для обозначения этих машин. Ни в одном заводском документе они не названы «экспериментальными», только перспективными и модернизированными. Индекс «403» не может иметь никакого отношения к автомобилям постройки 1948 года, так как двигатель этой модели с комбинированным газораспределением, верхними впускными и нижними выпускными клапанами был изготовлен только в 1951 году, уже после завершения ведения технической документации по модели «401-423». Двигатель модели «403» предназначался для макетного образца новой модели «Москвич-402-425».
Уцелевший образец со вторым вариантом внешнего декора в настоящее время экспонируется в Рижском автомобильном музее - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5.
Текст - Сергей Ионес
|