Специальный автомобиль аэродромной службы выпускался по хозяйственному договору между МЗМА и командованием ВВС. Первый опытный образец был построен в марте 1951 года. В фургон на базе «Москвича» устанавливался электроагрегат ЭА-7, состоявший из отдельного силового двигателя модели «400», генератора, аккумуляторов, панелей управления и кабелей. Двигатель был отрегулирован для работы на постоянных оборотах. Генератор приводился шкивами с ремнём из нескольких ручьёв. Агрегат предназначался для запуска двигателей самолетов МиГ-17, Ил-28 и других, также для питания их бортовой сети при предполетной подготовке - фото1. Конструкторы – В.Н.Поляков, Б.Д. Кирсанов, И.К. Чарноцкий.
Шасси этого автомобиля носило индекс «400Э», кабина – «431», спецкузов в сборе – «442», электрический агрегат – «ЭА-7». Согласно конструкторской документации, крыша кабины была дерматиновая с деревянным каркасом, как у фургона «Москвич-400-422», но обилие бракованных металлических крыш седанов позволило оснащать АПА-7 стальной крышей кабины, отрезанной от «седановской».
Кузова для АПА-7 строил ремонтный завод №2 ХОЗУ МВД СССР. Машины окрашивали в цвета седанов – в основном серый или серо-голубой и только по заказу в тёмно-зелёный. Колесные колпаки, бамперы и боковые молдинги не хромировались, а окрашивались вместе с кузовом, при этом на облицовке сохранялись хромированные полосы, как у базовой модели.
В ноябре-декабре 1951 года увидела свет первая установочная партия из 30 машин. В 1952 году было изготовлено 2000 АПА-7, в 1953-м 1203 агрегата. Производство было прекращено в октябре 1953 года, поскольку заказчик признал машину маломощной и отказался от неё в пользу более внушительных агрегатов – УАЗ-915 на базе ГАЗ-69 и различных моделей на шасси грузовиков.
Текст - Сергей Ионес
|