АО "Москвич"

Москвич-412ИЭ

    В декабре 1969 году «Москвич-412» был основательно модернизирован. Важно отметить, что новый автомобиль полностью удовлетворял требованиям пассивной безопасности ЕЭК ООН тех лет - автомобиль стал штатно комплектоваться ремнями безопасности, травмобеэоласной рулевой колонкой, элементы салона также стали травмобезопасными, с мягкими накладками (с февраля 1969 года), появилась двухконтурная система тормозов. Словом, объем нововведений был равен таковым на «Москвиче-408ИЭ». «Москвич» стал первым советским автомобилем, который был подвергнут краш-тесту. В 1972 году появились клыки на бамперах (Неоднократно можно встретить упоминания, что клыки на бамперах "Москвичей" появились в 1974 году. Однако в книге «Москвич-412» под редакцией проф. А.Ф.Андронова (издание второе, переработанное и дополненное, 1973 год; сдано в набор в декабре 1972 года) клыки уже есть. Также клыки присутствуют на фотографиях "Москвич-427ИЭ" в журнале "За рулем" №3/1973 и "Москвич-433ИЭ" в "За рулем" №1 и №12 за 1973 год - таким образом, наиболее вероятная дата появления клыков 1972 или самое начало 1973 года. Отметим при этом, что на экспортных модификациях машин для некоторых рынков клыки появились значительно раньше), так же являющиеся элементом пассивной безопасности — они предотвращали «подныривание» машины под препятствие.
    Значительное количество «Москвич-412ИЭ» отправлялось на экспорт под именем Moskvitch-Elite 1500 - такие машины внешне были отличимы по хромированному молдингу на пороге - фото1, фото2, фото3; кроме того, могла устанавливаться особая крупноячеистая решетка радиатора - фото4).
    Однако, модернизированный автомобиль сохранял главный недостаток своего предшественника - недостаточную ширину, что, в сочетании с немалой высотой, довольно высоким расположением центра тяжести и зависимой рессорной задней подвеской вредило устойчивости и управляемости "Москвича".
    16 августа 1974 года с конвейера АЗЛК сошел двухмиллионыый "Москвич" - это был автомобиль модели "Москвич-412ИЭ" (фото5, фото6).
    В январе 1976 года производство «Москвич-412ИЭ» на АЗЛК было свернуто. Выпуск данной модели продолжался исключительно в Ижевске, а на АЗЛК встала на конвейер модель «Москвич-2140».

    Автомобили «Москвич-412ИЭ» отлично выступили в ралли «Лондон — Мехико» (1970 год - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6, фото7, фото8, фото9, фото10, фото11, фото12, фото13, фото14), «Тур Европы» (1971 год - фото15) и др. Автомобили, разумеется, были соответственным образом подготовлены:
    В ралли «Лондон-Мехико» для защиты от случайных ударов поперечина передней подвески, картер двигателя и коробки передач на каждой машине были защищены поддонами из толстого стального листа. Алюминиевый масляный картер двигателя уступил место штампованному стальному. А чтобы двигатель не перегревался в тяжелых дорожных условиях, его оснастили специальным радиатором для охлаждения масла.
    Перед облицовкой радиатора была смонтирована дополнительная защитная решетка, а стекла фар были прикрыты металлическими решетками. Внутри кузова был установлен защитный каркас из труб, а сиденья оснащены спортивными ремнями безопасности.
    Кузова автомобилей были усилены усилителями и косынками. Автомобили получили галогенные фары и прожекторы. Кроме того, в дополнение к основному 45-литровому бензобаку на каждой машине стоял дополнительный такой же емкости.
    Специальные шины, смонтированные на колесах с широкими ободьями, обеспечили лучшую устойчивость автомобилей на трудных участках трассы. «Москвичи» снабдили усиленным диафрагменным сцеплением, усовершенствованной коробкой передач с синхронизаторами на всех ступенях, гидровакуумным усилителем тормозов. Машины оснастили кислородными масками и карбюраторами с высотным корректором., которые призваны были компенсировать падение мощности моторов в высокогорных районах из-за разреженности воздуха.
    Естественно, автомобили были укомплектованы навигационными приборами, комплектами запасных частей, инструментом для любого ремонта.
    Снаружи на автомобили были нанесены рекламы фирм-спонсоров, организаторов "Автоэкспорта" и самого АЗЛК. Примечательно, что автомобили были голубыми, а вот капоты на всех автомобилях были выкрашены черной матовой краской – чтобы не бликовали и не слепили экипажи.
    Девяносто шесть экипажей стартовали 19 апреля из Лондона. 27 мая в Мехико финишировали лишь 23 автомобиля. Из 25.810 км почти половину (13 тыс. км) составили высокогорные дороги, в общей сложности 1.800 км спортсмены шли на первой и второй передачах.
    В командном зачете среди фирм «Москвичи» заняли третье место. В личном зачете советские экипажи, стартовавшие на «Москвичах», вышли на двенадцатое, шестнадцатое и двадцатое места. Кстати, тогда же, в 1971 году, родилась шутливая традиция премировать отличившихся педальными автомобилями "Москвич", также выпускавшимися на предприятии - фото16, фото17.



    Основным производителем модели "Москвича-412ИЭ" является ПО "Тантал". Внешне модель практически неотличима от модели "Москвича-408ИЭ" и выпускается с теми же вариантами облицовки передней части и в тех же вариантах тамповки. Отличие - в двигателе. Следует отметить, что это была первая советская масштабная модель, которая стала выпускаться еще в 1972 году. Она проходила все те же этапы модернизации, что и модель "Москвича-408ИЭ". До 1988 года модель имела на днище номер "А2".
    На первой и второй фотографиях представлены стандартные тамповки раллийных "Москвичей", ныне снятые с производства. На третьей фотографии - конверсия И.Гордиенко (г.Киев), копирующая автомобиль, принимавший участие в ралли "Лондон-Мехико" в 1970 году. На четвертой фотографии - модель двухмиллионного автомобиля, выпущенного с заводского конвейера АЗЛК, работы Е.Бабурина (г.Москва).
.

    Модели раллийных "Москвичей" предлагаются мастерской "Мд-студия".


К другим автомобилям "Москвич"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Последняя редакция - 10 июня 2008 года