Автосборочный завод
Московский автомобильный завод им.КИМ
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)
Автомобильный завод им.Ленинского комсомола (АЗЛК)
АО "Москвич"


«Москвич» спортивно-гоночный с двигателем «404»

1954 год

1959 год


    По опыту участия в гонках «Москвичей» с серийным кузовом «420», модернизированных седанов и купе серии «401-423», конструктор И.А.Гладилин предложил машину с более легким и обтекаемым открытым кузовом. Для нее был выделен один из 8 перспективных верхнеклапанных двигателей модели «404». Этот мотор предназначался для нового седана «Москвич-402-425», его активно испытывали на стендах, на опытных образцах новых седанов и на машинах с серийным кузовом «420». Именно такой «Москвич» с двигателем «404» в стандартном кузове в 1953 году принял участие в первенстве СССР. При рабочем объеме 1074 куб. см, двигатель «404» развивал мощность 38 л.с. при 4200 об/мин. Для участия в спортивных состязаниях на этот мотор были установлены четыре карбюратора — по одному на каждый цилиндр - в результате чего мощность двигателя выросла с 38 до 55 л. с. С таким мощным двигателем сильно ухудшилась управляемость серийного «Москвича».
    Построенный в 1953 году открытый спортивно-гоночный автомобиль отличался более низким центром тяжести и более совершенными характеристиками управляемости. На соревнованиях он появился весной 1954 года. На серийное днище несущего кузова с лонжеронами был установлен открытый двухместный стальной кузов. От базовой машины практически без изменений были позаимствованы также передня и задняя подвески, тормозная система, рулевое управление, коробка передач и сцепление. Максимальная скорость достигала 156 км/ч.
    В современных источниках эта машина обычно фигурирует, как «Москвич-404-Спорт» (также можно встретить обозначение «Москвич-Спорт»). На самом деле она была макетным образцом, построенным без выпуска полного комплекта документации и присвоения индекса, а потому официального названия не имела, а в заводских отчётах фигурировала, как «спортивно-гоночный автомобиль «Москвич» с двигателем мод. «404».
    В 1954 году на этом «Москвиче» Л. Гивартовский и В. Веселов стали серебряными призерами Чемпионата СССР, а в 1955 году. А. Прохоров и Ю. Кроль заняли в соревнованиях третье место, однако из-за малого количества участников эта гонка не получила статуса чемпионата СССР.
    В 1957 году автомобиль получил форсированный двигатель новой модели «Москвич-407», имевший четыре карбюратора и измененную выпускную систему. В 1959 году была произведена еще одна модернизация, включавшая в себя установку четырехступенчатой коробки передач, шин уменьшенного размера и дуги безопасности.
    В 1957-1959 годах гонщики, выступавшие на данном «Москвиче», выиграли подряд три чемпионата СССР: в 1957 году – Е. Веретов и Е. Цыплаков, в 1958 году – А. Терехин и Ю. Федотов, в 1959 году – А. Терехин и В. Кочетков.
    В начале 60 годов силами гонщика С. Смирнова передняя подвеска типа «Дюбонне» была заменена на рычажно-пружинную от серийной модели «Москвич-407». Также автомобиль получил гипоидный задний мост и 13-дюймовые шины. В таком виде открытый «Москвич» служил в заводской команде и принимал участие в кольцевых и ипподромных гонках по 1964 год включительно. В 1965 году автомобиль был списан.

Текст - Сергей Ионес
а также по материалам сайта "Автоспорт в СССР"



    Долгое время единственным изготовителем модели спортивно-гоночного «Москвича» являлась калининградская мастерская AGD (вверху).

    В 2013 году модель спортивно-гоночного автомобиля «Москвич» в его исходном варианте образца 1954 года была выпущена брендом DiP-Models тиражом 648 экземпляров под наименованием "Москвич-404-Спорт" (внизу):


К другим автомобилям "Москвич"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 28 декабря 2003 года          
Последняя редакция - 13 октября 2017 года