Учитывая сложность гидросистемы колесного привода автопоездов ЗИЛ-137-137А и ЗИЛ-137-137Б, а также стоимость их изготовления и эксплуатации, практически сразу после освоения серийного выпуска этих машин в Брянске, уже в 1971 году в СКБ Брянского автозавода с участием специалистов ЗИЛа в рамках темы «Привод» были начаты работы по созданию активных автопоездов с механическим приводом колес полуприцепа, предполагавшихся как более простая, технологичная и практичная в эксплуатации альтернатива автопоездам с гидрообъемным приводом активного полуприцепа.
Опытный образец такого автопоезда под обозначением "137-137М" для заводских испытаний был изготовлен в октябре-ноябре 1973 года (впоследствии автопоезд был переименован в "3405-9366"). Колесная формула была такой же, как у предшественников - 10х10.
Тягач получил оригинальный конический редуктор, предназначавшийся для передачи крутящего момента от раздаточной коробки через карданный вал на аналогичные редукторы на полуприцепе и далее на ведущие колеса. За основу полуприцепа был взят уже выпускавшийся ЗИЛ-137Б, но за счет уменьшения собственной массы, удалось увеличить полезную нагрузку до 7,6 тонн. Полуприцеп модели 9366 мог эксплуатироваться с любым тягачом типа ЗИЛ-137Т, ЗИЛ-131В или ЗИЛ-157КВ без использования привода колес.
Заводские испытания нового автопоезда проводились с ноября по декабрь 1973 года. Результат испытаний в целом оказался положительным, хотя по проходимости эта машина не превосходила активные автопоезда с гидроприводом колес полуприцепа. После устранения ряда замечаний по итогам испытаний и доработки конструкции автопоезд был направлен на приемочные испытания в 21 НИИИ г. Бронницы, которые также были пройдены успешно.
Также отметим, что в 1977–1978 годах в качестве тягового средства для активного полуприцепа испытывался опытный 170-сильный дизельный тягач ЗИЛ-131МВ с чуть удлиненным капотом, унифицированный с экспериментальным 3,5-тонным армейским грузовиком ЗИЛ-131М.
Несмотря на то, что автопоезд 3405-9366 успешно прошел заводские и, впоследствии, приемочные испытания в 21 НИИИ, его судьба долго была неопределена – в связи с освоением на БАЗе нового семейства специальных колесных шасси свободных производственных мощностей на заводе не было. По этой причине было принято решение передать производство автопоезда 3405-9366 на соседний Брянский машиностроительный завод. Соответственно, под технологические возможности БМЗ была переработана и конструкторская документация. Окончательный вариант автопоезда, который и пошел в серийное производство, получил обозначение "6009".
Основные технические характеристики автопоезда (приведено по "Проекту технических условий на автопоезд 3405-9366"):
Полезная нагрузка автопоезда – 7200 кг.
Масса неснаряженного автопоезда – 9750 кг.
в том числе:
масса неснаряженного тягача – 6150 кг.
масса неснаряженного полуприцепа – 3600 кг.
Масса снаряженного автопоезда – 10800 кг.
в том числе:
масса снаряженного тягача – 7000 кг.
масса снаряженного полуприцепа – 3800 кг.
Полная масса автопоезда – 18225 кг.
Распределение нагрузки на дорогу автопоезда:
1-я ось – 3430 кг.
Задняя тележка тягача – 4505 кг.
Тележка полуприцепа – 2315 кг.
Распределение нагрузки на дорогу от автопоезда полной массой:
1-я ось – 3695 кг.
Задняя тележка тягача – 7265 кг.
Тележка полуприцепа – 7265 кг.
Максимальная нагрузка на ССУ – 3960 кг.
Основные размеры автопоезда:
- длина – 14080 мм.;
- ширина – 2500 мм.;
- высота – 2480 мм. в снаряженном состоянии;
- колея – 1820 мм.
Двигатель – карбюраторный ЗИЛ-137.
Максимальная мощность при 3200 об/мин. – 150 л.с. (не менее);
Топливо – бензин А-76.
Шины – модель М-93, размер 12.00-20 ТУ 38.004.107-72.
Максимальная скорость движения автопоезда полной массой – не менее 60 км/ч.
Максимальная скорость движения автопоезда с включенным приводом колес полуприцепа – 18 км/ч.
Время разгона автопоезда до скорости 50 км/ч – не более 56 секунд.
Глубина преодолеваемого брода – 1,4 м.
Максимальный преодолеваемый подъем – 20 градусов.
Угол поперечной статической устойчивости – 33,5 градусов.
Запас хода по контрольному расходу топлива – 730 км. |