ЗАО "Брянский автомобильный завод" (ЗАО "БАЗ")

специальное колесное шасси ЗИЛ-135К

    Длиннобазное шасси ЗИЛ-135К (ведущий конструктор Ю.В.Балашов), разработанное и испытанное СКБ ЗИЛ под руководством В.А.Грачева стало первой серийной машиной такого типа на БАЗе. Данное шасси предназначалось для монтажа пусковой установки 2П20 ракетного комплекса 2К17 с крылатой ракетой ФКР-2. Макетный образец был создан в СКБ ЗИЛ к маю 1960 года, а уже в январе 1961 года были выпущен опытный образец, по результатам испытаний которого была выпущена небольшая опытно-промышленная партия в октябре 1961 года. Впервые этот автомобиль в составе боевого комплекса был представлен публике на военном параде 7 ноября 1961 года на Красной площади в Москве. Несмотря на то, что показывались по сути опытные образцы, ничего близкого в то время в распоряжении других стран не существовало.
    ЗИЛ-135К был укомплектован двумя двигателями ЗИЛ-375Я мощностью 180 л.с. каждый. Каждый мотор приводил карданным валом свою гидромеханическую коробку передач, от которой крутящий момент с помощью бортовых и колесных редукторов передавался колесам своего борта. Машина срочно, к концу 1961 года, в рекордно короткий срок была запущена в производство на БАЗе, причем, гидромеханическую передачу по жесткой команде "сверху" освоили всего за три месяца в инструментальных цехах ЗИЛа - явление, немыслимое в наше время. Автоматические гидромеханические 6-ступенчатые коробки передач были разработаны конструкторами В.И. Соколовским и С.Ф. Румянцевым, за все годы производства их было выпущено около 300 шт. Конструктивно они были выполнены в виде трехступенчатой автоматической коробки передач и сочетающегося с ней двухступенчатого демультипликатора.
    Стоит отметить, что имея габаритную длину 13,5 метров, шасси несло на себе 12-метровый пусковой контейнер – это было достигнуто путем размещения моторного отсека под (!) кабиной. Максимальная скорость шасси составляла 55 км/ч. Применение стеклопластика и обратный наклон ветрового стекла диктовались назначением машины: стальная штампованная кабина не выдерживала ударный импульс реактивной струи, возникающий во время старта ракеты.
    Отдельно следует отметить высокие параметры проходимости колесного шасси 135К, которые были достигнуты за счет сближения средних осей и разнесения крайних. Такая компоновка позволяла преодолевать значительные по ширине препятствия (ямы, рвы и пр.). Также проходимости в немалой степени способствовало применение шин низкого давления размерностью 16.00-20 с регулируемым давлением и централизованная подкачка всех колес.
    Для улучшения маневренности поворотными были сделаны колеса передней и задней осей. Особенностью шасси было отсутствие упругой подвески в классическом ее понимании – ее роль исполняли шины низкого давления, при этом экипаж обязан был пристегиваться раменями безопасности во избежание травм при движении по местности.



    Модель.


К другим автомобилям марки "БАЗ"("БЗКТ")               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 13 января 2009 года          
Последняя редакция - 13 января 2009 года