С разработкой на ГАЗе в конце 1938 года нового шасси, оснащенного бензонасосом, у Ижорского завода появилась возможность существенного улучшения условий обитаемости в корпусе. Дело в том, что у БА-10 топливные баки сложной Г-образной формы емкостью 42 литра каждый были размещены в отделении управления за головами водителя-механика и стрелка-радиста, совместно образуя своего рода арку, через которую можно было проникнуть из отделения управления в боевое отделение. Поскольку у БА-10 топливо в карбюратор поступало самотеком (как и у базового шасси), то такое высокое размещение было призвано обеспечить подачу бензина при движении бронеавтомобиля практически с любым уклоном. Обратной стороной такого решения стала высокая вероятность пожара внутри машины и гибели экипажа в случае пробития бронекорпуса пулями или снарядами и попадании их в бензобак.
Появление бензонасоса позволяло перенести баки в любое другое удобное место, снизив риск гибели экипажа от пожара. Опытный образец модернизированного бронеавтомобиля, получивший обозначение БА-10А, вышел на испытания в январе 1939 года. Вместо двух 42-литровых баков в отделении управления, теперь запас топлива перевозился в четырех баках емкостью 28 литров каждый, прикрытых резиной толщиной 10 мм и разместившихся по два на каждом заднем крыле машины в бронированных кожухах. Бензопроводы были проложены под днищем машины и прикрыты броневыми планками, а цепи «Оверолл», которыми штатно комплектовались бронеавтомобили, крепились теперь сзади на специально предназначенной для этого полке.
Помимо внешнего расположения топливных баков, модернизированный бронеавтомобиль получил измененную установку курсового пулемета ДТ – поскольку шаровая установка являлась довольно уязвимым узлом на предшественнике, теперь она получила неподвижную часть, приваривавшуюся к лобовому листу, и маску, прикручивавшуюся к пулеметному яблоку. Постепенно, по мере улучшения качества сварных швов, на БА-10М отказались от прикрывающих их бронепланок. Кроме того, у бронеавтомобиля появилось усовершенствованное рулевое управление и был модернизирован поворотный механизм башни, было усилено бронирование капота, а также установлены новый прицел и радиостанция. Также следует упомянуть об изменении в расположении глушителя, установке стандартного ящика для запасных радиоламп и нового ящика ЗИП ТОПа и ПТ-1 (ранее они подлежали хранению в расположении части), и ином размещении возимого имущества: теперь лом переместился внутрь корпуса, инструментальный ящик разместился под полом, появилась сумка для ручных гранат, несколько уменьшилась высота спинок сидений и изменилось крепление аптечки и ракетницы.
Серийный выпуск БА-10А был начат в конце 1939 года. Следует отметить, что применительно к этим машинам одновременно в равной степени использовался и индекс БА-10М (к примеру, в Технических условиях на 1940 год). Скорее всего, литера «М» относилась к тем же самым бронеавтомобилям, указывая что они «модернизированные» относительно первоначальной конфигурации БА-10. Кроме того, и часть выпущенных ранее БА-10 также были модернизированы в 1941 году до уровня БА-10М (как минимум, в части выноса наружу топливных баков и установки бензонасоса). Почти половина выпущенных бронеавтомобилей были оснащены радиостанцией 71-ТК-1. К началу Великой Отечественной войны БА-10М стали самыми массовыми бронеавтомобилями Красной Армии, будучи выпущенными тиражом около двух тысяч экземпляров.
В августе 1941 года, в связи с приближением немецких войск к Колпино, где располагался Ижорский завод, выпуск бронеавтомобилей БА-10М был переведен на площади судостроительного завода №189 им.Орджоникидзе (ранее – Балтийский завод) Наркомата судостроительной промышленности СССР, который располагался на Петроградской стороне. С сентября 1941 года объем выпуска бронеавтомобилей резко снизился и изготавливались они теперь только для нужд Ленинградского фронта, так как к этому времени Ленинград оказался в блокаде. Уже в октябре-ноябре 1941 года из-за нехватки шасси, корпуса БА-10М, устанавливались на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5 – как считается, таких бронеавтомобилей было выпущено не менее шести единиц.
Наиболее активно БА-10 и БА-10М применялись в 1941-1942 годах и тогда же они понесли наибольшие потери, но и на 1 января 1943 года в действующей армии все еще числилось 325 бронеавтомобилей типа БА-10, из них 301 исправный. Больше половины из них относилась к Ленинградскому фронту (172 бронеавтомобиля, из них 169 исправных). После войны немногие остававшиеся в армии бронеавтомобили типа БА-10 были довольно быстро списаны и утилизированы. |