Горьковский автомобильный завод

БА-64Д

БА-64Д с пулеметом ДШК. Весна 1943 БА-64Д. Хорошо видны бронедетали защиты стыка борта с увеличенной башней Установка ДШК в башне БА-64Д. На снимке хорошо видны штанги установки коллиматорного прицела из-за которых пришлось отказаться от боковых смотровых щелей

    Недостаточная эффективность 7,62-мм пулемета Дегтярева, проявившаяся с первых же эпизодов боевого применения БА-64, заставила конструкторов искать пути к усилению вооружения бронеавтомобиля. Наиболее перспективным казалась установка танкового варианта ДШК образца 1940 года. Надежность конструкции ДШК, положительные отзывы в войсках, а также налаженное массовое производство 12,7мм боеприпасов сыграли также важную роль в принятии решения о перевооружении БА-64. Проект был одобрен и новая модификация получила обозначение БА-64Д ("Д" означает ДШК).
    Сначала (23 сентября 1942 года) попробовали просто заменить ДТ на ДШК, без каких-либо значительных переделок узлов бронеавтомобиля. "Модернизации" подвергся узкоколейный БА-64. На следующий день машина была представлена Н.А.Астрову, который оказался доволен "новой" машиной и высказал ряд весьма ценных замечаний.
    Тем не менее, простая установка такого мощного вооружения (масса секундного залпа ДШК составляла 0,52 кг при скорострельности 125 выстр/мин) требовала определенных переделок как бронеавтомобиля, так и самого пулемета. Большая масса ДШК - 34 кг - требовала усиления опоры башни, а также введением шестереночного привода наведения самого пулемета. Кроме того, для стрельбы по воздушным целям был введен коллиматорный прицел К-8Т. Для наземной стрельбы сохранялся телескопический прицел ТМФП.
    Переделка приближала трудоемкость ее изготовления к трудоемкости изготовления танковой башни. Механизм поворота башни уже содержал в себе узлы от аналогичного механизма танка Т-60. Отличие состояло в том, что механизм поворота башни был сделан отключаемым для быстрого горизонтального наведения. Помимо прочих изменений, толщину бронелистов башни довели до 12 мм, что было необходимо для надежного крепления пулемета.
    Первый образец БА-64Д с новой башней и пулеметом ДШК изготовили только к 20-му марта 1943 года, а испытания начались на Стригинском полигоне лишь с 4-го апреля. Боевая масса БА-64Д составляла 2425 кг.
    6-го апреля машина была продемонстрирована генералам А.И.Лебедеву и И.П.Тягунову. Демонстрация оказалась неудачной, что в основном касалось вооружения. При стрельбе отмечались заедания при подаче патронов из барабанного магазина, а также при сбросе стреляных гильз в гильзосборник. Магазин также был признан неудачным и по емкости - 30 патрон. Из-за большой отдачи ДШК и узкого шасси БА-64, точность стрельбы была низкой при развороте пулемета перпендикулярно оси бронемашины.
    Тем не менее, 12 апреля 1943 года БА-64Д был направлен в Москву для показа командованию Бронетанковых войск РККА. Основные претензии также касались питания пулемета с рекомендацией перейти на ленту с металлическими звеньями. Однако, такое решение было тоже неудачным из-за недостаточных размеров башни. В результате из-за того, что ГАЗ не соглашался с установкой ленточного питания, а ГБТУ не соглашалось с установкой пулемета с магазинным питанием, то дальнейшие работы по перевооружению БА-64 пулеметом ДШК были оставлены.




    Модель.



Остин-Путиловский     Остин-Кегресс

    .

БА-27 БА-27М

    .

Д-8 Д-12     ГАЗ-ТК ФАИ ФАИ ж/д   ФАИ-М   БА-20   БА-20 ж/д БА-20М БА-21 ЛБ-23     ЛБ-НАТИ     ЛБ-62

    .

БА-22

    .

БА-30

    .

Д-13 БА-И БА-3 БА-5 БА-6 БА-6 ж/д БА-9 БА-10 БА-10 ж/д     БА-11

    .

БАД-1 БАД-2 ПБ-4 ПБ-7

    .

БА-64 БА-64Б БА-64В БА-64Г БА-64Д БА-64Е БА-64З     Другие варианты базового бронеавтомобиля БА-64Б

    .

Б-3 ЗИС-41 ТБ-42 КСП-76 (ГАЗ-68)

    .

БТР-40 БТР-40А БТР-40Б БТР-40 ж/д

    .

БТР-152/БТР-152В БТР-152А/БТР-152Е     БТР-152Б/БТР-152С     БТР-152Д     БТР-152И     БТР-152К     БТР-Э152В     ЗИЛ-153

    .

БМП объект 609 БМП объект 1200     БМП объект 911     КГБМ объект 19

    .

БТР-60П   БТР-60ПА     БТР-60ПБ     БТР-60ПУ

    .

БРДМ-1     БРДМ-2

    .

БТР-70

    .

БТР-80

    .

БТР-90

К общему списку моделей                На Главную страницу