Такое явление военной мысли, как бронеавтомобиль, сформировалось в начале XX века. Первыми их создали французы, а применили итальянцы, причем еще до начала Первой мировой войны. Активно занимались бронемашинами и в Российской Империи, причем как раз с русскими заказом связано появление первого полноценного броневика. Впрочем, полноценная разработка бронемашин началась уже к началу Первой мировой войны. Собственные возможности по производству шасси были крайне ограничены, так что неудивительно, что первый серийный русский бронеавтомобиль на отечественном шасси оказался легкого класса. Речь идет о бронемашине с использованием шасси "Руссо-Балт" С-24/40. Вместе с тем, если начать внимательно изучать вопрос, выяснится один любопытный факт. Несмотря на то, что легкая бронемашина вроде бы и дешевле, и потенциально более массовая, у нас самым ходовым классом броневиков был средний. С шасси от грузовиков. Это общемировая тенденция и мы в этом смысле шли в общей канве.
После окончания Гражданской войны так исторически сложилось, что единственным отечественным предприятием, выпускавшим автомобили, оказался АМО. Производил он доработанный вариант грузовика FIAT 15 ter, причем его полноценный выпуск организовали в 1924 году, а в товарных количествах он стал появляться еще позже. Был еще НАМИ-1, но эта машина и безо всякой брони вызывала смешанные чувства. Поэтому разработка первого советского броневика изначально предполагала использование шасси грузовика АМО-Ф15. В принципе, с выбором шасси не ошиблись, по крайней мере БА-27 оказался вполне удачной для своего времени бронемашиной. За рубежом, конечно, шасси были помощнее, но в целом БА-27 получился как минимум не хуже. Вместе с тем, объемы выпуска АМО-Ф15 не впечатляли, а планы по оснащению Красной Армии новыми образцами военной техники к 1929 году выглядели весьма обширными. Посему легкий бронеавтомобиль снова появился на повестке дня.
Легкий бронеавтомобиль появился в системе вооружения Красной Армии с 1929 года. Это стало возможным благодаря тому, что как раз в 1929 году началась отверточная сборка легковых автомобилей Ford A. То, что машина позже будет полноценно производиться в Советском Союзе, не являлось секретом, поэтому командование Красной Армии строило большие планы по ее использованию. Одним из результатом программы разработки легких броневиков на шасси Ford A стал Д-12, немного необычный аппарат, ставший собратом очень похожего на него Д-8.
Самое интересное, что изначально предполагался отнюдь не легкий бронеавтомобиль. В системе вооружения от середины июля 1929 года имелся некий "легкий бронеавтомобиль ("Форд", модель "А")". Предполагалось, что это будет подвижное огневое средство в составе разведывательных частей. Вооружение состояло из 2 пулеметов, из них 1 с приспособлением для воздушной стрельбы, а броня состояла из пулеметного щитка. То есть классическая дырка для ружья. Нет, это Красная Армия не повредилась рассудком, а вполне себе модная тогда концепция. У нас явно видели Light Armored Car T1, по сути легковая машина без дверей, с защитой радиатора и лобового стекла, и теми самыми двумя пулеметами. Один ставился спереди, для ведения огня в лобовой проекции, а второй сзади, на зенитной тумбе. В дальнейшем эта концепция эволюционировала в Scout Car M3A1, самый массовый броневик в истории.
Эти требования отнюдь не остались на бумаге. Опыты по шайтан-арбе на базе Ford A проводились осенью 1929 года. По их итогам было решено тему развивать дальше, но уже в трех вариантах бронирования. По факту их далее было два: открытый сверху броневик, очень похожий на будущий "Скаут", а также полностью закрытая бронемашина. Второй вариант делился на две категории - либо всё вооружение в корпусе, либо с вращающейся башней. Ставший позже классическим для Красной Армии легкий броневик-разведчик с вращающейся башней поначалу вообще шел как инициативная разработка. Тем не менее, разработанный А. Рожковым бронеавтомобиль позже превратился в ФАИ, первый по-настоящему массовый советский легкий броневик-разведчик.
Пока, впрочем, приоритет оказался за разработками Дыренкова. В сентябре 1930 года началась работа над "бронированным Форд А", причем речь шла отнюдь не о инициативном проекте. Задание выдал И.А. Халепский, начальник УММ КА. В декабре 1930 года было подготовлено два проекта бронемашины. Фактически машина одна, но разница в вооружении, в связи с чем также несколько дорабатывалась кормовая часть. Как ни странно, вместо выбора одного варианта Халепский дал указание строить оба. Сначала изготовили по одной машине с корпусами из котельного железа. Корпуса сформировали из фанерных листов, которые далее послужили лекалами для деталей, изготовленных из металла.
Базовый вариант бронемашины изначально именовался как Д8Р, он получал вооружение из 1 пулемета ДТ, которые могли ставить в 4 шаровые установки по периметру корпуса. Второй же вариант машины изначально обозначался как Д12Р. Вооружение было тем же, но в дополнение к 4 шаровым установкам по периметру корпуса поставили авиационную турель ТУР-6. Она была универсальной, то есть позволяла ставить различные типы вооружения. Экипаж остался тот же - 2 человека. В боевом положении командир, он же стрелок, занимал место в турели и вел огонь.
Несмотря на то, что Д8Р и Д12Р подверглись критике, УММ КА дало отмашку на выпуск первой пробной серии. Причем бронемашин выпускалось одинаковое количество - по 25 штук. При этом, судя по снимкам, вооружение увеличили до 2 пулеметов. В случае с Д12Р, далее переименованном в Д-12, нередко второй ДТ заменяли на станковой пулемет системы Максим. Также фотографии указывают на то, что Д-12, как и Д-8, получали только переднюю и заднюю шаровые установки ДТ. Боковыми установками оказалось попросту невозможно пользоваться и их просто "зашили".
Для своего времени Д-12 была весьма прогрессивной по конструкции бронемашиной. При ее изготовлении применялась сварка, что тогда являлось крайне редким явлением. Со сваркой, впрочем, явно имелись проблемы, поскольку далее конструкция корпуса претерпела некоторые изменения: на броневиках второй серии сварные швы стали прикрывать планками. Таких броневиков, впрочем, было совсем немного. Вся вторая серия насчитывала всего 10 броневиков, причем на Д-8, судя по всему, приходился основной объем. Кстати говоря, как выглядел броневик второй серии, до недавних пор не имелось никаких данных. Только после нахождения корпуса Д-8, который позже превратился в полноценный броневик, информация прояснилась.
Большой любовью что Д-8, что Д-12 не пользовались. Правда, поначалу их приходилось терпеть, поскольку массовый выпуск куда более удачного ФАИ начался в 1935 году (первые бронемашины сдали в 1934 году, но основная серия была изготовлена год спустя). Даже Д-12, имевший чуть более просторное боевое отделение, оказался очень тесным, а работа экипажа неудобной. Впрочем, это не помешало Д-12 прослужить аж до самого начала Великой Отечественной войны. Подавляющее большинство Д-12 погибло еще в 1941 году. В отличие от Д-8, по 1942 году они в боевых частях не проходят. Какое-то то число таких броневиков имелось в тыловых частях.
С точки зрения общей конфигурации, а также особенностей эксплуатации, Д-8 и Д-12 были очень похожи. Обслуживать мотор на бронемашине было крайне неудобно, поскольку люка сверху не имелось. При необходимости демонтажа двигателя, необходимо было снять весь бронекорпус. Такой же неудобной, как и у Д-8, была операция заправки машины топливом.
Основных отличий у броневиков первой и второй серии два. Первое - это уже упомянутые планки, которые закрывали сварные швы. У более ранних броневиков, которые выпускались в 1931 году, таких планок не было. Второе, куда более заметное отличие - жалюзи в лобовой части моторного отделения. С каждой стороны лобового листа имелись по 3 узкие створки, их форма характерна для детищ Дыренкова. То же самое можно видеть на средних броневиках Д-9 и Д-13, а также бронетракторах вроде Д-14. Открывались жалюзи изнутри, при помощи специальной рукоятки. Позже такое решение использовалось на всех советских броневиках. Кстати, две широкие створки - это тоже Дыренков, появились они в 1932 году на машинах второй серии.
Внутри броневики Д-8 и Д-12 также практически идентичны. По причине иной конфигурации вооружения чуть просторнее сзади, но кормовой пулеметной точкой всё равно пользоваться неудобно. То же самое касается и процесса перехода назад с места командира/пулеметчика.
Главное отличие Д-12 от Д-8, естественно, находится сверху. На Д-12 поставили авиационную турель ТУР-6. В принципе, пользоваться ей несложно, хотя как раз к турели у комиссии имелись претензии. Дело в том, что турель имела ограниченные углы наводки, но в воздухе это проблемой не являлось. Тут же огонь велся с земли, причем иным, нежели авиационные пулеметы, оружием. Это создавало определенные неудобства.
Еще одним минусом турели являлось то, что ее проем сверху частично находился прямо над местами экипажа. В бою это не столь важно, а в походе, особенно под дождем, так себе вентиляция. Поэтому в походном положении проём под турель закрывался двухстворчатым люком. Его редко, но всё же видно на фотографиях. Этот люк создавал дополнительные проблемы в эксплуатации. Чтобы его снять, надо повернуть стопоры, немного приподнять и осторожно открывать, стараясь, чтобы люк под действием своего веса не накрыл сверху. Процесс установки люка тоже не самый безопасный. Впрочем, создателям Д-12 оказалось некуда деваться. Наличие авиационной турели предполагало либо плохой вариант решения вопроса, либо еще хуже.
При некоторой несуразности Д-12 всё же стоит относиться к нему менее пристрастно. Тот же ФАИ появился далеко не сразу, больше того, часть технических решений Ижорский завод взял с детища Дыренкова. Кроме того, большинство легких броневиков 1931-32 годов, выпущенных в остальном мире, было как минимум не лучше. В любом случае, Д-12 является памятником технической мысли своего времени.
До нашего времени дожил всего один Д-12, выпущенный в первой серии - он находится в коллекции "Военного Ангара" Игоря Шишкина.
Текст - Юрий Пашолок
Канал на Яндекс.Дзен |