Ижорский завод

бронеавтомобиль ФАИ-М

первый опытный ФАИ-М, построенный рембазой №6
фотографии из отчета об испытаниях, проводившихся с ноября 1938 по январь 1939 года

фронтовые снимки ФАИ-М

    Выпуск ФАИ был прекращен в 1936 году в связи с окончанием выпуска ГАЗ-А, шасси которого использовалось для этого броневика. На смену ФАИ пришел новый бронеавтомобиль БА-20, в основе которого лежало шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Еще несколько лет после окончания производства, пока шло насыщение частей новыми БА-20, ФАИ оставались в активной эксплуатации в РККА. В итоге, к концу 30-ых годов ФАИ представляли собой уже заметно изношенные по ходовой части машины, при том, что их бронекорпуса оставались еще во вполне пригодном состоянии.
    Вариант продления срока эксплуатации ФАИ за счет перестановки бронекорпуса на шасси ГАЗ-М1 был опробован на бронетанковой ремонтной базе №6 (г.Брянск) в 1938 году. С учетом уже имевшихся к тому времени замечаний по эксплуатации бронеавтомобилей БА-20, передняя ось шасси была дополнительно усилена специальными накладками. Крепление бронекорпуса к раме было осуществлено через специальные лапы, приклепанные к бронекорпусу, которые при монтаже опирались на верхнюю полку щвеллера лонжерона рамы и фиксировались к ней болтами. Поскольку шасси ГАЗ-М1 было существенно длиннее бронекорпуса ФАИ, то задняя часть рамы, где размещался бензобак, была прикрыта дополнительными листами, приваренными к заднему броневому листу корпуса. На верхнем листе этой дополнительной бронировки был размещен кронштейн крепления запасного колеса, зажимы для крепления лопаты и сюда же была выведена заправочная горловина бензобака.
    С ноября 1938 года по январь 1939 года модернизированный таким образом бронеавтомобиль проходил испытания на НИИБТ полигоне в подмосковной Кубинке. В целом, тактико-технические характеристики модернизированной машины оказались теми же, что и у обычного ФАИ. При этом, несмотря на тот факт, что боевая масса ФАИ-М увеличилась по сравнению с ФАИ, благодаря более мощному двигателю (50 л.с. против 40 л.с. у ФАИ) динамические качества у него даже улучшились.
    В отчете по испытания ФАИ-М, утвержденном Начальником НИИ БТ полигона военинженером I ранга Илюхиным было сказано дословно следующее:
    «Модернизация бронеавтомобиля ФАИ путем постановки бронекорпуса на шасси легкового автомобиля М-1 делает его по своим динамическим качествам равноценным с бронеавтомобилем БА-20.
    Но применение бронеавтомобиля ФАИ-М будет ограничено ввиду наличия неполноценного бронекорпуса, который по своей конструкции и качеству выполнения уступает бронекорпусу БА-20.
    При серийной модернизации необходимо внести все изменения и дополнения, указанные в выводах данного отчета, обращая особое внимание:
    1. На усиление переднего моста шасси бронеавтомобиля.
    2. На герметизацию бронекорпуса (смотровых лючков, дверей, смотровых щелей и т.п.) от проникновения внутрь корпуса жидких ОВ, горючих материалов и свинцовых пулевых брызг.
    3. На установку удобных и регулирующихся сидений для экипажа.
    4. На увеличение запаса хода по горючему путем установки дополнительного бензобака.
    Все перечисленное должно быть осуществлено и изменено при серийной модернизации и только после этого бронеавтомобиль может быть принят для эксплоатации в частях РККА как дополнительный тип к основному парку бронеавтомобилей БА-20

    До начала войны немалая часть парка ФАИ была модернизирована путем перестановки бронекузовов на шасси ГАЗ-М1. Переделка ФАИ в ФАИ-М осуществлялась как Ижорским заводом, так и военными рембазами, для чего было отпечатано и разослано соответствующее руководство по проведению таких работ. Естественно, изготовленные в разных местах ФАИ-М могли несколько отличаться друг от друга. Как правило, ФАИ-М использовали стандартную резину ГАЗ-М1 размерности 7,00-16" с шоссейным рисунком протектора. Также на броневики, как и на БА-20, могли устанавливаться пулестойкие шины типа ГК c наполнителем из губчатой резины.


    В масштабе 1/43 модель бронеавтомоибля ФАИ-М изготавливается херсонской мастерской Vector-models и екатеринбургской "Уральский сокол" (на фото).



К другим бронеавтомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2004 года          
Последняя редакция - 04 ноября 2022 года