Горьковский автомобильный завод

КСП-76 (ГАЗ-68)

    За годы второй мировой войны военные колесные полноприводные машины достигли высокой степени совершенства. В частности, по проходимости и подвижности они мало уступали гусеничным машинам, превосходя их по максимальной скорости при движении на дорогах, экономичности и долговечности.
    Не прекращал работ над автомобилями-вездеходами и коллектив Горьковского автозавода. Так, построенный еще в 1940 году опытный двухтонный грузовик со всеми ведущими колесами ГАЗ-63 (конструктор П. И. Музюкин) к 1943 году был усовершенствован и превратился в многоцелевой армейский вездеход с "рекордными показателями проходимости" (по отчету).
    ...Летом 1943 года завод готовился к производству самоходной артиллерийской установки СУ-76М. Эта удачная в целом гусеничная машина обладала хорошими боевыми характеристиками, уверенно преодолевала бездорожье, однако на шоссе развивала не более 40 км/ч.
    Но после битвы на Курской дуге темпы наступления Красной Армии резко возросли, к тому же войска вышли в районы с лучшими дорожными условиями. Поэтому у конструкторов родилась идея создать в дополнение к СУ-76М быстроходную колесную самоходку. Она могла быть использована в качестве подвижного средства огневой поддержки пехоты, для активной разведки боем и в качестве маневренного истребителя танков.
    С такой инициативой в августе 1943 года выступил ведущий конструктор завода В. А. Грачев, поддержанный главным конструктором А. А. Липгартом, его заместителем Н. А. Астровым, дирекцией и представителями РККА.
    От установки пушки на платформу грузовика, как это делалось в 30-х годах и предлагалось теперь, отказались. В этом случае машина получалась хоть простой, но высокой и неустойчивой при выстреле, не обладала бронезащитой. Было решено, используя отдельные агрегаты ГАЗ-63, создать оригинальную самоходку.
    19 октября Грачев начал компоновку "заводского изделия 63-СУ", позже получившего обозначение ГАЗ-68. Вместе с ним трудились конструкторы И. В. Гавалов, А. Л. Иванов, Б. Д. Кирсанов, И. Г. Шимановский и другие. К концу 1943 года был выполнен деревянный макет, что убедило некоторых скептиков в реальности проекта, 7 февраля 1944 года проект одобрило Главное бронетанковое управление РККА. К весне, не ожидая завершения всего цикла проектирования, готовые чертежи начали передавать в цехи. Уже в начале апреля завершили сварку бронекорпуса, а 4 мая первый экземпляр колесной самоходки вывели из заводских ворот. Что же представляла собой новая боевая машина?
    Низкий, открытый сверху броне-корпус массой 1140 кг с рациональным наклоном бронелистов (разработан Ю. Н. Сорочкиным и А. Н. Кирилловым) надежно защищал экипаж от стрелкового огня, лобовая броня выдерживала попадания осколков и крупнокалиберных бронебойных пуль. Внутри бронекорпуса максимально низко - для обеспечения устойчивости при стрельбе - была расположена дивизионная 76,2-мм пушка с горизонтальным углом наведения 37° и вертикальным от -3 до +15°. Что особо следует подчеркнуть - высота ее линии огня была на 0,7 м ниже, чем на СУ-76М. Справа от пушки было кресло водителя, наблюдавшего за обстановкой через передний и боковой смотровые пуленепробиваемые приборы. По другую сторону пушки находился командир-наводчик, управляющий огнем с помощью прицела и панорамы, перед ним в особой нише устанавливалась радиостанция 12-РТ. Для заряжающего сзади имелось откидное сиденье.
    В корме самоходки размещался смещенный на 276 мм вправо от оси машины танковый вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 с усиленными системой охлаждения (радиатор прикрывали бронещитки) и маслорадиатором. Слева от двигателя, в изолированных отсеках, располагался 140-литровый бензобак и основная часть боекомплекта, состоявшего из 58 снарядов,
    Коробка передач была оснащена механическим дистанционным управлением; силовой агрегат ГАЗ-202 связывался тремя карданными валами через двухступенчатую раздаточную коробку с обоими ведущими мостами. При этом передние управляемые колеса приводились постоянно, что повышало устойчивость машины при движении по скользкой дороге. Жесткие мосты с размером колеи 1700 мм подвешивались к лонжеронам, приваренным к корпусу, на четырех рессорах с гидроамортизаторами. Привод тормозов был механическим, который считался наиболее надежным для фронтовых условий. Пулестойкие (гусматик) односкатные шины большого диаметра имели эффективные грунтозацепы.
    В общем, можно было уверенно говорить о том, что машина получилась. Правда, в начале испытаний случались поломки недоведенного тогда переднего моста, боевое отделение было тесноватым, но все это с лихвой окупали несомненные достоинства новой машины. Будучи вдвое легче СУ-76М, ниже ее на 0,65 м и уже на 0,66 м, она, обладая такой же огневой мощью, была гораздо подвижнее, особенно на дорогах. Низкий силуэт и бесшумность хода (отсутствовал лязг гусениц) обеспечивали самоходке скрытность. По проходимости ГАЗ-68, преодолевавший подъемы до 30°, броды глубиной 0,9 м и полуметровые стенки, не уступал лучшим зарубежным вездеходам. На заводских испытаниях летом 1944 года самоходка уверенно проходила по ямам, оврагам и рыхлым грунтам. В ноябре 1944 года при перегоне из Горького на один из подмосковных полигонов ГАЗ-68 прошел весь путь по обледенелому шоссе со средней скоростью 60 км/ч. Что же касается боевых качеств, то стрельба на дистанции 500 м оказалась довольно кучной. Вполне возможно, что колесная самоходка, получившая армейское обозначение КСП-76, могла бы сыграть большую роль в противотанковой обороне подвижных соединений Красной Армии.
    Однако война шла к концу, и было ясно, что наши войска завершат ее тем оружием, выпуск которого был уже освоен промышленностью. Переход же на новую арт-систему потребовал бы серьезной реорганизации производства.
    ЕВГЕНИЙ ПРОЧКО



    Модель.



Остин-Путиловский     Остин-Кегресс

    .

БА-27 БА-27М

    .

Д-8 Д-12     ГАЗ-ТК ФАИ ФАИ ж/д   ФАИ-М   БА-20   БА-20 ж/д БА-20М БА-21 ЛБ-23     ЛБ-НАТИ     ЛБ-62

    .

БА-22

    .

БА-30

    .

Д-13 БА-И БА-3 БА-5 БА-6 БА-6 ж/д БА-9 БА-10 БА-10 ж/д     БА-11

    .

БАД-1 БАД-2 ПБ-4 ПБ-7

    .

БА-64 БА-64Б БА-64В БА-64Г БА-64Д БА-64Е БА-64З     Другие варианты базового бронеавтомобиля БА-64Б

    .

Б-3 ЗИС-41 ТБ-42 КСП-76 (ГАЗ-68)

    .

БТР-40 БТР-40А БТР-40Б БТР-40 ж/д

    .

БТР-152/БТР-152В БТР-152А/БТР-152Е     БТР-152Б/БТР-152С     БТР-152Д     БТР-152И     БТР-152К     БТР-Э152В     ЗИЛ-153

    .

БМП объект 609 БМП объект 1200     БМП объект 911     КГБМ объект 19

    .

БТР-60П   БТР-60ПА     БТР-60ПБ     БТР-60ПУ

    .

БРДМ-1     БРДМ-2

    .

БТР-70

    .

БТР-80

    .

БТР-90

К общему списку моделей                На Главную страницу