Ижорский завод

бронированный грузовик ЗП

ЗП в Ленинграде, осень 1941 года

Вариант с пулеметом Максим в бронированной установке

Разбитый бронеавтомобиль ЗП, август 1941 года

Трофейный ЗП в составе финской армии, уже как артиллерийский тягач, парад в Петрозаводске

Захваченные врагом ЗП

    Самым массовым грузовым автомобилем Красной Армии военного периода являлся ГАЗ-АА. Всего к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелась 151,1 тысяча автомобилей данного семейства, еще 66 тысяч поступило с ГАЗ им. Молотова во время войны. Это не считая тех "полуторок", что были изъяты из народного хозяйства. Даже поставки по ленд-лизу не сбросили ГАЗ-АА с этого пьедестала - "полуторка" так и осталась главным грузовиком. Надо сказать, что к "полуторке" имелась масса претензий еще до войны. Предполагалось, что в 1941 году ее в армии сменит ГАЗ-63 (первый автомобиль с этим названием), но сначала у ГАЗа изъяли цех по производству моторов ГАЗ-11, а потом началась война. Так что воевать пришлось на том, что имелось в наличии.
    В начале июля 1941 года группой конструкторов НИИ-48 (он же Броневой институт, данное обозначение использовалось и летом 1941 года) было предложено выпускать полубронированные автомобили на шасси ЗИС-5. Вместе с предложением был построен и опытный образец такого бронеавтомобиля, получившего индекс ПБ. Уже 8 июля 1941 года вышло постановление Военного совета Северного фронта №53/сс, согласно которому Ижорскому заводу предписывалось начать выпуск таких бронегрузовиков. Примерно в это время появился и другой полубронированный автомтобиль - на шасси ГАЗ-АА. Сначала он проскакивал в переписке как "автомашина ГАЗ-АА под пулеметные установки", но на эскизе Ижорского завода, а также в отчете завода за сентябрь-декабрь 1941 года фигурирует "Бронемашина ЗП". ЗП означало "зенитно-пулеметная".
    На Ижорском заводе трезво оценивали возможности шасси ГАЗ-АА. Как база для противотанкового орудия оно точно не подходило, посему было решено ставить на грузовик спарку авиационных пулеметов ДА. Они использовались и для борьбы с воздушными целями, и для ведения огня по наземным целям. При этом концепция броневой защиты была похожа на ПБ. Броней полностью закрывалась кабина и капот, а кузов прикрывался спереди и частично с бортов. Конструкция броневой защиты выглядела более примитивно, нежели у ПБ, но и запас прочности у шасси был ниже.
    Сколько точно было сделано бронемашин модели ЗП, сказать сложно. В справке инженеров завода №264 Красильщикова и Немчинского, которые предлагали бронетрактор на шасси СТЗ-5, говорилось о том, что за июль 1941 года Ижорский завод построил 300 броневиков модели ЗП и ПБ. Первый заказ на ЗП (80 машин) проскакивает в августе 1941 года, но это явно не первая партия. Дело в том, что уже в августе 1941 года эти броневики воевали на Карельском и Ленинградском фронтах. Причем в августе 1941 года несколько (минимум две) бронемашин ЗП было захвачено финнами в рабочем состоянии. Они тут же оказались включены в состав финской армии, но уже как тягачи противотанковых пушек. Участвовали они и в параде финской армии в Петрозаводске. Вероятнее всего, выпустили ЗП примерно столько же, сколько и ПБ - 200-250 штук. Прекратили их выпускать в сентябре 1941 года, когда фронт подошел вплотную к Колпино. На этом выпуск броневиков на Ижорском заводе прекратился, но аналогичные работы в Ленинграде продолжались.
    Подобно ПБ, бронемашины ЗП шли, прежде всего, в состав ЛАНО, для которого и проектировались. Характер боевых действий оказался таким, что большинство ЗП было потеряно в первый год войны. Уцелевшие бронемашины продолжали воевать, в том числе, и в составе 55-й армии, оборонявшей Колпино. В сентябре 1941 году частям армии передали 32 броневика модели ЗП и ПБ, это были последние машины данного типа, выпущенные на Ижорском заводе. Не все броневики получили пулеметное вооружение - судя по всему, часть ЗП применялась как бронетранспортеры. Также известен вариант с пулеметом Максим в импровизированной полубашенной установке.
    Напоследок стоит отметить, что в ГАБТУ КА к 20 августа 1941 года были подготовлены тактико-технические требования на аналогичную ЗП бронемашину. Она, правда, предназначалась для перевозки бойцов, и именовалась "бронеплощадкой". Впрочем, дальше требований дело не пошло.

Текст - Юрий Пашолок
Канал на Яндекс.Дзен


    Модель бронегрузовика ЗП, построенная в масштабе 1/35.



К другим бронеавтомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 06 сентября 2022 года          
Последняя редакция - 06 сентября 2022 года