В 1973 году Черниговский производственный комбинат по разработанной Одесским конструкторским бюро кинооборудования документации создал специализированный автопоезд, предназначенный для транспортировки и хранения пиротехнических средств, взрывчатых материалов и игрового оружия, а также их подготовки к использованию на киносъемках в экспедиционных условиях. В состав автопоезда, получившего название БОП-1 («База Оружейно-Пиротехническая»), входили специальный фургон, в основу которого лег кузов автобуса АСЧ.03, выпускавшегося на шасси ГАЗ-51А, и прицеп СМЗ-810 с установленным на него кузовом, тоже унифицированном с кузовом АСЧ.03. В фургоне-тягаче размещалась пиротехническая база, а в прицепе – оружейная.
За кабиной водителя фургона располагался небольшой салон для четырех пиротехников, размещавшихся на двух мягких диванах, еще один пиротехник мог размещаться рядом с водителем. Позади салона находилось грузовое помещение с тремя отсеками без окон – слева и справа от оси симметрии фургона и один сзади – предназначенных для хранения дымовых шашек, пороха, оружия, и т.д. В этих же отсеках ниже уровня пола были предусмотрены ниши для хранения разного рода пиротехнических средств. Доступ в отсеки для погрузки и выгрузки инвентаря осуществлялся только снаружи через индивидуальные грузовые двери. Внутренние стенки грузовых отсеков на высоту 1,5 метра и полы в них были обшиты листовым дюралюминием. С учетом особенностей перевозимого груза, отдельное внимание было уделено комплектации машины противопожарным инвентарем и средствами противопожарной безопасности. На глушитель тягача устанавливался искрогаситель, а для защиты от статического электричества к раме была прикреплена цепь, через которую оно стекало в землю. Стоит также отметить, что машины комплектовались автономной сторожевой сигнализацией, пульт управления которой был выведен в кабину водителя, а все окна салона и вентиляционный люк были снабжены замками, доступ к которым был возможен только изнутри.
Оружие перевозилось в прицепе в ящиках, фиксирующихся ремнями к предусмотренным для этого в полу и стенках кузова такелажным кольцам. В прицепе также находилось оборудованное местным освещением и вентилятором рабочее место пиротехника, ремонтирующего и подготавливающего оружие для съемок. Необходимость использования прицепа определялась в первую очередь сценарием снимаемого фильма – если условиями съемок использование оружия не предполагалось, для съемок мог привлекаться только тягач.
Грузовые отсеки тягача были рассчитаны на транспортировку 80 стандартных ящиков с пиротехническими средствами, 100 кг взрывчатых веществ и 1500 электродетонаторов и воспламенителей. В автоприцепе можно было разместить до 300 единиц холодного и огнестрельного оружия в ящиках и еще 50 единиц в горизонтальной пирамиде в его передней части. Общая грузоподъемность автопоезда БОП-1 составляла порядка четырех тонн.
Для выделения в потоке этих машин, относящихся к категории транспортных средств повышенной опасности, по бортам кузова, согласно требованиям тех лет, были нанесены наклонные красные полосы, а на переднем скате крыши установлен флажок красного цвета. Помимо этого, во время движения с грузом оружия и пиротехники такие автомобили в обязательном порядке сопровождались милицейским экипажем. При проведении пиротехнических работ на съемочной площадке раскатывались пожарные рукава и подключались к гидрантам или пожарной цистерне, а также обеспечивалось дежурство сотрудников пожарной охраны и медперсонала.
В 1973 году были выпущены первые четыре автопоезда БОП-1 (на профессиональном сленге называемых «пирваген»). Еще четыре экземпляра были построены в 1974 году. Позднее им на смену появился автомобиль аналогичного назначения АОП.01-53А, также созданный на базе автобуса АСЧ.03, но выпускавшийся уже на шасси ГАЗ-53А. |