Днепропетровский автомобильный завод, созданный решением Государственного комитета обороны СССР в июне 1944 года, изначально был ориентирован на выпуск грузовиков ГАЗ-51 и поэтому значительная часть конструкторской службы нового предприятия имела газовские корни, а должность Главного конструктора занял В.А. Грачев. Однако, уже годом позже заводу был определен новый объект производства – более грузоподъемный ЗИС-150. Объем выпуска был установлен ДАЗу на уровне 70.000 грузовиков в год.
Несмотря на предпринимаемые усилия, в условиях послевоенной разрухи и нехватки квалифицированной рабочей силы план строительно-монтажных работ по возведению цехов автозавода хронически не выполнялся (в 1945 году план был выполнен на 40%, а в 1946 году – на 39%) и в итоге сроки строительства и пуска первой очереди ДАЗа были сорваны – по состоянию на май 1947 года ни один из первоочередных объектов автозавода не введен в эксплуатацию. В связи с этим 27 мая 1947 года Приказом министра автомобильной промышленности СССР Директор завода А.И. Романов был освобожден от занимаемой должности, а на его место назначен К.В. Власов, работавший до этого Главным инженером на ГАЗе.
Конструкторский отдел в это время был занят разработкой проектов новых автомобилей и прицепов, которые предполагалось выпускать на еще строящемся ДАЗе и их адаптацией к условиям действующего производства. Одним из таких проектов стала модернизация ЗИС-150, выпуск которого предполагалось наладить в Днепропетровске.
Первый опытный экземпляр нового грузовика, получившего отраслевое обозначение ДАЗ-150 и имя собственное «Украинец», был построен к ноябрьским праздникам 1947 года путем переделки полученного в апреле того же года для ознакомления опытного экземпляра ЗИС-150. По сравнению с полученным ЗИСом, ДАЗ получил смещенную вперед на 200 мм и поднятую вверх на 50 мм кабину. Для удобства водителя был несколько изменен – с 45° до 35° – наклон рулевой колонки. Кроме того, было радикально изменено оперение кабины и применен капот аллигаторного типа (работа конструкторов-кузовщиков ДАЗа Б.Т. Комаревского и С.С. Киселева), а для облегчения доступа к двигателю были применены съемные боковины капота. Смещение кабины позволило увеличить длину грузовой платформы на 400 мм (по 200 мм спереди и сзади). В переднюю подвеску ДАЗ-150 были поставлены гидравлические амортизаторы от американского грузовика International KR11, но, как показали дальнейшие испытания в НАМИ, их внедрение в конструкцию большого эффекта не дало.
В январе-феврале 1948 года ДАЗ-150 был представлен в министерстве и НАМИ. Новая компоновочная схема была в целом оценена положительно и в Днепропетровске приступили к совершенствованию конструкции ДАЗ-150 и подготовке его производства. В производство же пошел модернизированный ДАЗ-150Б. |