После испытаний ДАЗ-150 решено было на будущих серийных машинах либо отказаться от удлинения платформы в заднем свесе, либо отказаться от удлинения кузова вообще, уменьшив размер колесной базы с 4000 до 3800 мм для улучшения маневренности и развесовки.
Уже в 1949 году автозавод выпустил первые партии грузовиков собственной конструкции. Автомобили получили индекс ДАЗ-150Б и отличались от «просто ДАЗ-150» укороченной до 3800 мм колесной базой, платформой типа ЗИС-150 и переделанным оперением кабины. От ЗИС-150, помимо укороченной базы и переделанной кабины, ДАЗ-150Б отличался карданной передачей, задним мостом (с импортной балкой), рессорами, наличием передних амортизаторов от ЗИС-151, рулевым управлением, ступицами, конструкцией коллекторов двигателя (и ограниченной до 85 л.с. регулятором оборотов мощностью). После трехмесячных испытаний институт НАМИ оценил конструкцию автомобилей ДАЗ-150Б положительно, отметив их превосходство над серийными ЗИС-150.
Интересно, что в статистику товарного выпуска предприятия грузовики марки «Украинец» внесены так и не были, несмотря на значительное их количество. На сегодняшний день точно известно, что в одном только октябре 1949 года ДАЗ построил сразу 30 экземпляров «Украинцев», причем в их числе оказались экземпляры с номерами шасси 18, 19 и 38. То есть, еще от 8 до 17 грузовиков марки ДАЗ уже были собраны заводом ранее, до октябрьской партии.
Что касается автомобилей из опытной партии, то, вероятно, почти все они остались работать на автобазе самого завода ДАЗ. По крайней мере, в архиве Ю.А. Долматовского сохранилась рукопись, где были зафиксированы номерные знаки «Украинцев», замеченных на той автобазе. В перечне – 23 автомобиля, включая 9 седельных тягачей; еще 2 других днепропетровских номерных знака можно найти на сохранившихся архивных фотографиях «Украинцев».
В связи с выходом Постановления Совета Министров СССР № 1528-768сс от 9 мая 1951, согласно которому Днепропетровский автозавод передавался с соответствующим перепрофилированием из ведения Министерства автомобильной и тракторной промышленности в ведение Министерства вооружения СССР, проект грузовиков семейства ДАЗ-150 дальнейшего развития не получил.
Текст - Николай Марков |