ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

бронеавтомобиль БА-64Д

    Слабость и низкая эффективность легкопулеметного вооружения, проявившаяся уже в первых эпизодах боевого применения БА-64 летом 1942 года, заставили заказчиков, а через них и конструкторов ГАЗа, срочно искать пути к его усилению. Необходимо было добиться возможности надежного и с большой дистанции поражения укрепленных огневых точек, легких бронемашин, живой силы противника. Первое, что просматривалось по аналогии с обладавшими лучшим вооружением легким танком Т-40 и средними бронеавтомобилями БА-9 и БА-62, это установить на БА-64 танковую модификацию известного 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДШК образца 1940 года - отработанного, надежного и хорошо освоенного в войсках. Он обладал значительной массой секундного залпа 0,52 кг при практической скорострельность 125 выстрелов в минуту и прицельной дальности до 3500 метров. Бронебойная пуля ДШК имела большую мощность у цели и пробивала на дистанции 500 м под прямым углом встречи броню толщиной 15 мм.
    Первая практическая примерка (без чертежей, "по месту") установки ДШК в башне БА-64 (еще узкоколейного) состоялась 23 сентября 1942 года. На следующий день машину осмотрел Заместитель главного конструктора ГАЗ по танкостроению Н.А. Астров, имевший достаточный опыт, в том числе и негативный, применения ДШК на своих легких танках Т-40 и Т-60 и давший ряд ценных замечаний. 30 сентября были получены чертежи ДШК, которые позволили провести более правильную и тщательную его установку. Стало ясно, что простыми способами этого не сделать - дело осложнялось значительно большими размерами, массой (34 кг) и усилием отдачи, а также совершенно иным принципом боепитания пулемета ДШК. Требовалась уже не упрощенная, как на БА-64, а полноценная - жесткая и беззазорная - опора башни, максимально разнесенная по периметру, с шестеренными приборами наведения, которые, соответственно, были и более сложными. В частности, также был необходим зенитный коллиматорный прицел с непростой рычажной системой для согласования его оси с линией огня (для наземной стрельбы сохранялся обычный прицел).
    Проектирование новой стрелковой установки велось в основном "вооруженцами" ОКБ завода, а также компоновщиком Ф.А. Лепендиным, начиная с 3 октября 1942 года. Переделка башни ожидалась значительной, приближавшей ее по кострукции и сложности изготовления к танковой. Шариковый погон большого диаметра требовал увеличения жесткости и уширения крыши боевого отделения на стыке ее с бортовыми листами. Там же необходимо было разместить и правильно закрепить уже изначально нежесткий неподвижный зубчатый венец, предназначенный для зацепления с ведущей шестерней механизма горизонтального наведения и стопорения (заимствованы у танка Т-60). Для быстрого переноса огня по азимуту стопор должен был отключаться. Размер и масса башни соответственно возрастали, к тому же толщина ее бронелистов была увеличена до 12 мм, что одновременно придавало им необходимую для крепления пулеметного станка повышенную жесткость. При подъеме ствола для ведения зенитной стрельбы (максимальный угол - 65°), где ДШК был особенно эффективен, коллиматорный прицел К-8Т выдвигался над башней и занимал определенное положение с помощью кинематически сложной системы рычагов и штанг, с трудом и не сразу сложившейся. Из-за этой системы рычагов и штанг пришлось ликвидировать боковые смотровые щели. Работа была трудоемкой, со своей спецификой, осваиваемой на ходу, конструкторов постоянно отвлекали для решения других, в то время более важных, задач, поэтому выпуск чертежей (и то лишь по основным позициям) был едва закончен к концу октября, а изготовление установки с ДШК на базе БА-64 по тем же причинам затянулось до 20 марта 1943 года. Частые "утыки" при сборке, переделки и общая доводка механизмов позволили провести отстрел установки на берегу Оки около деревни Стригино только 4 апреля.
    Боевая масса новой машины, условно названной БА-64Д ("Д" - ДШК), составила 2425 кг. 6 апреля машину проверяли в действии заказчики - генералы танковых войск И.П. Тягунов и И.А.Лебедев. Показ прошел не очень удачно - были заедания при подаче патронов из ненадежного магазина барабанного типа, расположенного над затворной рамой, и при сбросе стреляных гильз в гильзосборник. Узкоколейное шасси снижало и точность стрельбы из-за значительной отдачи ДШК.
    12 апреля 1943 году БА-64Д прибыл в Москву для показа командованию бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. Был сделан ряд замечаний, основным из которых стало требование перевода ДШК на более надежное питание с помощью нерассыпной ленты с металлическими звеньями. ГАЗ от этой работы отказался ввиду сложности установки ленточного питания в стесненных условиях башни БА-64Д. Так как ГБТУ КА не соглашалось с охранением магазинного типа питания емкостью всего 30 патронов, то на дальнейшей работе завода с ДШК уже не настаивало.
    Бронеавтомобиль БА-64Д так и остался в единственном экземпляре, хотя еще 23 марта 1943 года га ГАЗе приступили к проработке новой улучшеной компоновки установки ДШК на более подходящем ширококолейном БА-64Б, но после показа в Москве эти работы были прекращены. Также были наметки размещения в башне 25-мм автоматической пушки, но они также не были реализованы.

Текст - Евгений Прочко



    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2004 года          
Последняя редакция - 08 мая 2020 года