ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

бронеавтомобиль БА-64Е

Первый промышленный образец десантного варианта БА-64, март 1943 года

Второй образец БА-64Е
апрель 1943 года

    Широкое и очень эффективное использование немцами, а также союзниками различных бронетранспортеров для быстрой и надежной переброски живой силы, перевозки ее на поле боя во время атаки с минимальными потерями привели горьковских конструкторов к мысли создать в инициативном порядке транспортный вариант БА-64. Это отдаленное подобие бронетранспортера предполагалось сделать без башни, но с сохранением (по производственным соображениям) формы бронекорпуса с максимальным использованием его внутреннего пространства для размещения хотя бы нескольких десантников, способных вести через боковые бойницы. Для этих целей узкий корпус БА-64 специфической и неудобной формы меньше всего подходил, но другого варианта не было и решили поробовать.
    Первые примерки на посадочном макете транспортера выполнили 22 сентября 1942 года. В корме сделали дверь, крышу ликвидировали (кроме участка с воздухозаборником над водителем), в передней части корпуса наметили установку пулемета ДТ на открытой турели - как на американских и немецких бронетранспортерах. Бензобак перенесли на левый борт под продольное трехместное сиденье. Объем бензобака вынужденно сократили до 55 литров, достаточных для суточной службы. Для рации места уже не было.
    После такой примерки, давшей материалы для размышлений, дальнейшие работы над транспортным вариантом были отложены до весны 1943 года - по окончанию проведения первоочередной модернизации БА-64.
    3 марта был собран промышленный образец десантно-транспортного бронеавтомобиля, неофициально обозначенного как БА-64Е. БА-64Е базировался еще на узкоколейном шасси, но уже имел многие признаки ширококолейного. Для улучшения защиты бойцов, ведущих огонь из машины поверх бортов, они по контуру крыши были нарощены бронелистами на высоту 145 мм. Однако, быстрый вход и выход из машины, важные для десантников, были по-прежнему затруднены. Перспектив создания полноценного, хотя и маленького бронетранспортера на основе БА-64 оставалось немного, но все же работу решили продолжить.
    В середине марта 1943 года приступили к новой компоновке БА-64Е - с более плотным и рациональным размещением 6 десантников внутри корпуса (конструктор Ф.А. Лепендин). Возникла и прорабатывалась идея установки на этой машине даже легкой 37-мм десантной пушки (вероятно, ЧК-М-1). 26 марта в присутствии А.А. Липгарта, Н.А.Астрова и В.А. Грачева состоялось обсуждение новых вариантов, получивших одобрение.
    3 апреля 1943 года был построен очередной образец БА-64Е, уже на ширококолейном шасси. На этот раз он не имел турельной установки пулемета ДТ, которую сочли ненужной, и нарощенного выше бортов бруствера. В бортах были дополнительно сделаны два отверстия, прикрываемые бронекрышками, предназначенные для ведения стрельбы и аналогичные боковым лючкам у водителя, расширена задняя торцевая дверь. В небоевой обстановке открытый в задней части корпус накрывался тентом. Машина была по-прежнему тесной, а ее вместимость - явно недостаточной. В течение лета-осени 1943 года транспортным вариантом БА-64 практически не занимались, поскольку он не был приоритетным направлением в деятельности ГАЗа, к тому же сказывались последствия сильных разрушений завода в результате июньских бомбежек.
    К концу года были построены еще три образца БА-64Е, которые были отправлены для проведения войсковых испытаний в 3-ю Гвардейскую танковую армию и 7-ой Нежинский механизированный корпус. Цель испытаний - целесообразность принятия на вооружение Красной Армии десантного варианта бронеавтомобиля. 7-ой МК испытания закончил 17 февраля 1944 года с отрицательным результатом: "... в представленном виде принять на вооружение Красной Армии нецелесообразно". Правда, дополнительно были предложены два варианта коренных изменений полученных на испытания образцов, которые и отправил на завод 28 февраля. 3-я ГТА закончила испытания 2 марта 1944 года и тоже с отрицательным результатом - тесно, неудобно, малоэффективно, хотя отметила при этом высокие ходовые качества бронемашины.
    С учетом сделанных замечаний завод в сентябре 1944 года построил еще три образца десантно-транспортных бронеавтомобилей, в которых уже были сделаны бойницы для стрельбы из автомата вперед, по сторонам (как и ранее) и назад - в кормовой двери. Два сиденья для четырех человек имели для удобства откидные спинки. Эти машины были показаны 28 сентября 1944 года Маршалу бронетанковых войск Я.Н. Федоренко, который после детального осмотра предложил вместо двух полужестких сидений сделать одно полумягкое на 2-3 человека , тоже с откидными спинками; высоту корпуса по по контуру тента увеличить на 100 мм путем приварки 9-мм бронелистов; увеличить объем бензобака до прежних 90 литров за счет использования места под сиденьем.
    В декабре 1944 года ГАЗ изготовил три образца БА-64Е с предложенными изменениями, но в разных вариантах их реализации. При новом показе Маршал Я.Н. Федоренко остановился на одном из них и дал указание смонтировать на одном из них средствами НИБТ полигона мощную танковую радиостанцию 12-РТМ, превратив таким образом десантный бронеавтомобиль в хорошую штабную машину управления боем. Этот образец БА-64Е с выполненными доработками и установленной рацией, иногда в литературе (но не в технической документации!) именуемый как БАШ-64 ("Ш" - штабной), снова был показан Военному совету БТиМВ КА, который его одобрил и направил ходатайство Заместителю НКО генералу армии Н.А. Булганину о переводе на ГАЗе производства бронеавтомобилей на новый образец с последующим утверждением Правительством. Указанный проект Постановления ГКО подписан не был - война шла к концу и было ясно, что новые бронеавтомобили на фронт уже не попадут, а ввиду своих не очень высоких боевых и эксплуатационных качеств не будут иметь и послевоенного применения.

Текст - Евгений Прочко



    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2004 года          
Последняя редакция - 10 мая 2020 года