ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

бронеавтомобиль БА-64Г

    В рамках работы по созданию железнодорожных модификаций БА-64 Горьковский завод решил реализовать принципиально иную, универсальную схему железнодорожного хода - с помощью четырех небольших опускаемых и частично подрессоренных поддерживающих (подкатных) металлических колес с ребордами, рсположенными по концам машины на двух осях, регулируемых по высоте. При этом резко возрастала длина опорной базы, что должно было повысить устойчивость хода машины по рельсам. Одновременно сохранялась (с частичной разгрузкой) опора на рельсы и всех пневматических шин. С их помощью и создавалось необходимое тяговое усилие для уверенного самопередвижения машины. Передний мост включался постоянно. Симметричность хода - возможность движения в обе стороны с одинаковой скоростью - должен был обеспечить реверс, введенный в раздаточную коробку. Для получения достаточного контакта шин с головками рельс нормальной железнодорожной колеи (1524 мм) предусматривалось существенное расширение собственной колеи машины, что соответствовало и планам модернизации базового бронеавтомобиля. При обычном передвижении вне железнодорожного полотна опорные ролики должны были подниматься и фиксироваться, чтобы не препятствовать нормальному движению по грунту.
    Проектирование такой железнодорожной модификации, позже получившей внутризаводской индекс БА-64Г ("Г" - Горьковский), началось в инициативном порядке 4 июля 1942 года, а уже к 11 июля закончили предварительную компоновку. Работа была одобрена заводским руководством и 5 августа утверждена приказом. 14 августа сам В.А. Грачев начал компоновку реверса в раздаточной коробке ГАЗ-64, им же в свое время спроектированной для ГАЗ-61. Через 10 дней чертежи были сданы в работу. 9 сентября начали компоновку передней и задней направляющих тележек. Дла опоры железнодорожных колес (фактически - роликов) использовались передний ступицы с подшипниками от ГАЗ-АА.
    К 15 сентября сдали в производство все чертежи БА-64Г, а 8 ноября его уже изготовили на базе тогда еще опытного ширококолейного бронеавтомобиля. В этот же день состоялся первый выезд на заводские рельсовые пути. Прошел он неудочно - погнули оси тележек. Ввиду малого диаметра опорных роликов машина плохо стояла на рельсах и часто с них сходила. 18 ноября была начата компоновка нового варианта железнодорожного хода. Вводились усиленные оси тележек, их распорные штанги и защелки. К раме они крепились на жестких шарнирах, а к мостам бронеавтомобиля - через свечные пружины.
    К 1 января 1943 года был изготовлен новый вариант БА-64Г. Еще несколько дней заняла его доводка и первый выезд на заводские пути состоялся только 12 января. Намного лучше не стало - по-прежнему отмечались частые сходы с рельс, особенно на пересечениях и стрелках. Правда, деформаций и поломок уже не было. 22 января начали прикидывать третий вариант БА-64Г, впоследствии оставленный.
    24 января обе машины выехали своим ходом по шоссе (на пневматиках) для опробования в качестве бронедрезин на железнодорожной сети Гороховецких полигонов. Там они были поставлены на рельсы и оборудованы поездной сигнализацией. До конца февраля поездки совершались от станции Ильино по северной ветке до Золино. Результаты снова были отрицательные - частые сходы с рельс, перегревы двигателя (до кипения) - и это зимой. Стало ясно, что данный вид движителя ненадежен, как и любой паллиатив. Это общая болезнь универсальных решений. Тем не менее, ГАЗ провел технологическую подготовку производства своей железнодорожной модификации, в том числе и по литью. Выпуск БА-64Г в случае необходимости можно было организовать очень быстро.
    Весной 1943 года собрали еще один образец БА-64Г по второму варианту - в качестве эталонного. Оба поступивших на испытаний бронеавтомобиля БА-64Г были оставлены на Гороховецком полигоне ВОСО, где периодически использовались. К лету 1943 года, в связи с изменением ситуации на фронте, снизившей боевое значение бронепоездом, особой необходимости в легких бронедрезинах уже не было. Проект был оставлен. Интересно, что 27 лет спустя аналогичная конструкция сменного железнодорожного хода была с несколько большим успехом применена на бронетранспортере БТР-40ж.д. (ГАЗ-40ж.д.), но также для ограниченного использования.

Текст - Евгений Прочко



    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2004 года          
Последняя редакция - 04 мая 2020 года