ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

бронеавтомобиль БА-64В

БА-64В, 1942 год

реплика БА-64В
построена в Екатеринбурге в 2016 году. В настоящее время находится в собрании Музея военной техники музейного комплекса УГМК, г.Верхняя Пышма

    Железнодорожные модификации БА-64 не могли не появиться, учитывая богатый и в целом положительный довоенный опыт установки на рельсовый ход (металлические колеса с бандажами и ребордами) бронеавтомобилей БА-6, БА-10 и особенно БА-20 (БА-20 ж.д.). К тому же сохранялась потребность в легких бронедрезинах, а также в бронемашинах для железнодорожной разведки, связи, сопровождения и охраны бронепоездов. Первым такую переделку БА-64 произвел в начале июля 1942 года Выксунский завод, используя задел сменных железнодорожных колес от выпускавшихся им ранее БА-20ж.д., близких к БА-64 по классу и боевой массе.
    У этой модификации, условно названной на ГАЗе БА-64В ("В" - "Выксунская"), полная масса возросла до 2586 кг. Ввиду гораздо более узкой колеи БА-64 по сравнению с БА-20, металлические диски колес пришлось делать с большим боковым вылетом бандажей, что создавало нежелательную консоль для подшипников и их ступиц, особенно недолговечных передних. Сопротивление качению по рельсам составляло 65 кгс. Неустранимым недостатком этой железнодорожной модификации была низкая скорость движения назад - не более 13 км/ч (у БА-20ж.д. - 27 км/ч), в то время как специфика движения по рельсам требует полной симметричности хода. К тому же, в жаркое время года двигатель, не имея встречного обдува воздухом, мог перегреваться, а КПП, не расчитанная на длительную работу на задней передаче, быстро выйти из строя.
    Тем не менее, это был самый простой и в целом надежный вариант, постройка которого не вызывала особых технических и производственных трудностей. Правда, сменность хода (с шин на металлические колеса) была очень длительной и трудоемкой, но выполнялась она редко, если даже не единственный раз. Для движения по дорогам на машине формально сохранялась перевозка на бортах и в корме сменного комплекта четырех пневматических колес, но это почти не практиковалось - свободного места на корпусе было мало, а входу и выходу водителя сильно мешало.
    Максимальная скорость на рельсах при движении вперед остигала 85 км/ч. Машина свободно преодолевала все встречавшиеся подъемы, вплоть до предельных сорокотысячных (2,3 градуса), проходила кривые минимально возможных радиусов без схода с пути.
    В 1943 году ГАЗ изготовил три образца ГАЗ-64В со своими конструктивными особенностями, несколько отличные от Выксунского варианта. Они также были вполне работоспособны. Московский вагоноремонтный завод им.Войтовича к лету 1944 годуа организовал установку БА-64Б (уже ширококолейных) на железнодорожный ход и выпускал их малыми партиями.

Текст - Евгений Прочко



    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2004 года          
Последняя редакция - 02 мая 2020 года