Серийный выпуск штабного автобуса ГАЗ-05-193, созданного по заказу АБТУ РККА на трехосном шасси повышенной проходимости ГАЗ-ААА, был начат в 1936 году - согласно заводской статистики, в этом году были построены 735 «трехосных автобусов». Возможно, в это же число попали и санитарные ГАЗ-05-194, учет которых не велся отдельной строкой.
ГАЗ-05-193 получил унифицированный конструктивно с ГАЗ-3 кузов, но с рядом отличий, обусловленных спецификой его эксплуатации. Прежде всего, это иной формы надколесные ниши внутри кузова и иные задние крылья, что было связано с наличием у базового шасси двухосной балансирной тележки с ведущими мостами. В довоенный период ГАЗ-05-193 комплектовались, как правило, оригинальными передними штампованными крыльями со специальными углублениями для размещения в них запасных колес (ГАЗ-ААА комплектовался двумя запасками – соответственно, таким же количеством комплектовались и ГАЗ-05-193). Запасные колеса крепились к специальным кронштейнам, установленным по обеим сторонам от боковин моторного отделения. Также ГАЗ-05-193, как правило, комплектовались оригинальной панелью над ветровым стеклом, устанавливавшейся заподлицо с передней стенкой кузова, благодаря чему крыша нависала спереди характерным козырьком, чего не было у ГАЗ-03-30.
Для увеличения запаса хода по топливу автобус мог комплектоваться дополнительным топливным баком емкостью 60 литров, который крепился под кузовом на раме. Передняя подвеска ГАЗ-05-193 получила гидравлические амортизаторы двустороннего действия, которых не было у ГАЗ-03-30. Учитывая назначение автобуса и условия его эксплуатации, спереди на автобус были смонтированы буксирные крюки, а вот буксирный прибор сзади на автобус не устанавливался.
Главным же отличием штабного ГАЗ-05-193 от пассажирского ГАЗ-03-30 стал его салон, в котором по бокам вдоль окон, поверх колесных ниш, были размещены два дивана с рундуками. По центру салона располагался складной стол. Также в салоне были предусмотрены калорифер, шкафы, средства связи и светомаскировочные шторы на всех окнах. Салон был отгорожен от водительского места деревянной перегородкой на всю высоту кузова от пола до потолка. Доступ в салон осуществлялся либо через заднюю распашную дверь, либо через стандартную служебную по правому борту и далее через сдвижную дверь в перегородке. Для переговоров с водителем в перегородке было предусмотрено окошко со сдвижной заслонкой. Для освещения салона на потолке были смонтированы плафоны электрического освещения.
Стоит также отметить, что достоверно неизвестно, имели ли первые ГАЗ-05-193 одностворчатую дверь в корме, как у ГАЗ-3 этого же временного периода, или же они сразу выпускались с двустворчатой распашной дверью сзади.
Вскоре после начала войны конструкция автобуса стала постепенно упрощаться и адаптироваться под возможности производства. Так, в период 1941-1943 годов автобус в разное время получил Г-образные передние гнутые крылья и упрощенные задние из холоднокатаного стального листа, не требующие штамповой оснастки. Автобус стал комплектоваться одним запасным колесом, из конструкции были исключены передние тормоза и правая фара. Передний бампер был заменен полой трубой. Металл, где это было возможно, был заменен на дерево и фанеру.
В июне 1943 года из-за разрушений автозавода в ходе массированных бомбардировок немецкой авиацией все автомобильное производство было остановлено почти на два месяца. Первым в августе было восстановлено производство «полуторок», а вот выпуск ГАЗ-ААА прекратился уже навсегда. Последние собранные из имевшегося задела деталей автобусы ГАЗ-05-193 были сданы в 1944 году.
Всего было выпущено не более 2.000 единиц ГАЗ-05-193.
|