Запущенный в январе 1932 года Нижегородский автозавод предполагал на первых порах выпуск всего двух моделей – полуторатонного грузовика ГАЗ-АА и фаэтона ГАЗ-А. В дальнейшем модельный ряд планировалось расширить и обновить, для чего в договоре между СССР и Компанией Форда, подписанном 31 мая 1929 года, было оговорено, что советская сторона имела право на получение технической документации на новые фордовские модели в течение девяти лет. При этом автобусы в соглашение не входили, поскольку они просто не выпускались Фордом – американский производитель лишь выпускал длиннобазные шасси для монтажа автобусных кузовов, производившихся сторонними компаниями.
Несмотря на отсутствие у Нижегородского автозавода развитого кузовного производства (изготовление деревянных кузовов для «полуторок» не в счет), все же было решено попробовать с изготовлением автобусного кузова на шасси ГАЗ-АА. Первый вариант был построен в экспериментальном цеху ГАЗа 2 ноября 1932 года. Эта машина получила индекс ГАЗ-1 (Нижний Новгород был переименован в Горький 7 октября 1932 года, вследствие чего и автозавод сменил свое название с НАЗ на ГАЗ). Конструкция 16-местного (без учета водителя) автобусного кузова оказалась не самой удачной – несмотря на зрительно довольно высокий кузов, высота салона была невелика, всего 1612 мм. Автобус получил три двери – расположенные спереди симметрично служебную по правому борту и водительскую по левому и еще одну дверь в задней панели кузова. Вентиляция салона осуществлялась только за счет открывающихся окон. Каркас кузова ГАЗ-1 был изготовлен из дерева и обшит снаружи стальным листом. Габаритные размеры ГАЗ-1 составляли 5565х2032х2328 мм.
ГАЗ-1 был изготовлен в единственном экземпляре и впоследствии остался на автозаводе, где прослужил несколько лет в качестве служебного автобуса, перевозя рабочих и служащих ГАЗа. |