Серийный автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ (1950-1959).
В 1948 году было принято решение о создании новой машины, занявшей бы промежуточное место между "Победой" и ЗИС-110. На проектирование автомобиля и налаживание серийного производства было отведено 29 месяцев. В качестве силового агрегата конструкторы располагали форсированной до 90-95 л.с. версией двигателя ГАЗ-51, что было явно мало для машины такого класса. Выход виделся в уменьшении веса автомобиля, путем отказа от традиционной для таких крупных машин рамы. ЗИМ (по названию завода - завод имени В.М.Молотова) стал первой в мире машиной с тремя рядами сидений, обладавшей несущим кузовом. В автомобиле широко использовались узлы и механизмы уже выпускающихся других машин.
Для исследования совместной работы вновь создаваемых узлов и деталей был создан первый прототип ЗИМа, который представлял собой по сути обычную "Победу" с удлиненным пятидесятисантиметровой вставкой кузовом - фото1, фото2 (на фото заснят монтаж "пятого колеса", предназначенного для регистрации динамических характеристик прототипа).
В дальнейшем было выполнено еще несколько опытных экземпляров ГАЗ-12 - фото3. Окончательный вариант, пошедший в серию, представлен на фотографиях вверху. Во время выпуска были лишь мелкие изменения - на более поздних автомобилях (выпуска после 1956 года) табличка с надписью ЗИМ уже отсутствовала. Ранние модели (1950 года выпуска) имели отличающуюся переднюю эмблему и надпись ГАЗ на переднем молдинге вместо ЗиМ. Автомобиль активно использовался в качестве такси (фото вверху) и карет скорой помощи.
Время от времени предпринимались попытки подвергнуть внешность ГАЗ-12 рестайлингу, но в серию эти пробы не пошли. Один из таких вариантов представлен здесь.
Следует также рассказать о забавном варианте, представлявшем собой объединенные части машин ГАЗ-13 и "ЗИМа", получивший в народе название "ослобык". Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий "табель о рангах". И если по должности чиновнику был положен ЗИМ, то ездить на "Чайке" было очень неосмотрительно. Но хотелось! Выход нашли смекалистые военные - на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия "Чаек" с кузовным железом от ЗИМов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.
В заключение следует упомянуть про существовавший в Риге катафалк на базе ГАЗ-12 - это не заводская разработка, а исключительно местная конструкция. |