Серийный автомобиль ГАЗ-13Б "Чайка" (1961-1962).
Фаэтон ГАЗ-13Б был выпущен небольшим тиражом - эти машины имели открытый четырехдверный кузов, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места.
Таких автомобилей не то чтобы не хватало... Но многие ведомственные ремзаводы, автобазы и мастерские (в основном принадлежащие Министерству обороны) переделывали подобным образом для нужд своего руководства обычные седаны ГАЗ-13. Основным их предназначением было участие в военных парадах в военных округах. Считается, что все из сохранившихся на сегодняшний день фаэтонов на самом деле являются как раз такими переделками серийных седанов. Следует отметить, что ввиду крайней сложности повторения кинематики подъемного механизма тента, ремзаводы НЕ делали его подъем автоматическим. Тент на таких автомобилях поднимался и опускался вручную. Впрочем, снимали его, как правило, на один день парада, поскольку переделывались автомобили именно для этого. Следует при этом отметить, что не всегда "Чайки" переделывались точно по образцу ГАЗ-13Б - существовали и варианты с частично обрезанной крышей.
Формально годами выпуска партии фаэтонов являются 1961-1962 года ("творчество" ремзаводов не учитываем), однако, по некоторым сведениям, в конце 70-х годов на ГАЗе выполнили уникальный заказ – изготовили 2 парадных автомобиля ГАЗ-13Б для миинистра обороны ГДР маршала Гофмана. При этом, поскольку складной тент с электрогидравлическим приводом было просто негде взять, для воспроизводства этих экземпляров использовали старые «Чайки» ГАЗ-13Б, обнаруженные в одном из правительственных гаражей в Крыму. Взяв их как основу, специалисты, по сути дела, собрали новые и самые последние ГАЗ-13Б в истории завода. Несколько лет эти машины появлялись на экранах телевизоров в репортажах об очередных торжествах на берлинской Александерплатц.
ГАЗ-13Б по сравнению с обычными ГАЗ-13 эксплуатировались на порядок-два меньше. Некоторые из уцелевших фаэтонов даже обслуживали Олимпиаду-80. |