В 1935 году, к 18-ой годовщине Октябрьской революции, автобусным цехом ГАЗа на базе шасси ГАЗ-АА были построены опытные образцы автобусов ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б.
Автобусы получили оригинальные кузова, имеющие, как было написано в статье Д. Бурштейна «Создаем собственные конструкции современных кузовов» в журнале «Автостроитель» (как сейчас сказали бы, в корпоративном издании Горьковского автозавода), «приятную для глаз обтекаемую форму фронтовой части, а также задка».
Оба автобуса – и ГАЗ-13, и ГАЗ-13Б – задумывались как машины более высокого уровня, в дополнение к служебным ГАЗ-3, и предназначались для обслуживания туристов, делегаций и т.п., поэтому большое внимание было уделено не только внешнему виду, но и отделке салона. В салоне были применены более дорогие и качественные, по сравнению с ГАЗ-3, материалы для отделки. Для комфортабельной перевозки 13 пассажиров были установлены в три ряда, с проходом посередине, оригинальные мягкие сиденья на трубчатом каркасе с мягкими же спинками. Для большего удобства пассажиров сиденья были размещены по салону с увеличенным шагом между рядами (относительно ГАЗ-3), а для ног предусматривались специальные подставки.
На ГАЗ-13Б был смонтирован кузов с отличной от ГАЗ-13 конструкцией боковин кузова – увеличенный шаг размещения вертикальных стоек позволил уменьшить число боковых окон до трех, одновременно увеличив их длину. Также ГАЗ-13Б отличался от ГАЗ-13 иным шагом расстановки сидений в салоне. Внешние габариты ГАЗ-13Б были на несколько сантиметров больше, чем у ГАЗ-13: 5495х2130 мм против 5480х2060 мм. Два запасных колеса у ГАЗ-13Б были вынесены наружу и крепились к кронштейнам у боковин капота.
Передние крылья ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б имели радиусное закругление вокруг колес, что вкупе с более обтекаемым кузовом позволяло выглядеть машинам современнее и стремительнее. А задние колеса у ГАЗ-13Б и вовсе были прикрыты специальными щитками. Радиаторы обоих автобусов получили оригинальный закругленный хромированный кожух, выполненный в общей стилистике автобуса. По всей видимости, автобусы представляли собой переходный этап от существовавших тогда кузовов с деревянным каркасом к будущим цельнометаллическим конструкциям – некоторые стойки, ребра крыши, элементы основания кузова были выполнены из металла.
Серийно ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б не выпускались, оставшись опытными моделями. А индекс впоследствии был использован повторно – для легкового автомобиля высшего класса ГАЗ-13 «Чайка». |