ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-14 "Чайка"

    Серийный автомобиль ГАЗ-14 "Чайка" (1977-1988).
    Первые варианты "Чайки" очень напоминали американские дорожные дредноуты - фото1. В серию же пошел более строгий и облагороженный вариант - в октябре 1977 года была изготовлена первая промышленная партия. Этим занимался ПАМС - отдел ГАЗа по производству малых серий. За год выпускалось порядка сотни машин, в основном - классические представительские седаны. Фактически, ГАЗ-14 был "младшим братом" правительственного "ЗИЛа", поэтому варианты выпускаемых машин во многом совпадали - так же существовал санитарный универсал, так же изготавливались фаэтоны.
    Удивительны мотивы и нюансы прекращения выпуска ГАЗ-14 - в 1988 году вышло знаменитое постановление ЦК КПСС о борьбе с привилегиями. На его основании сначала запретили использование "Чайки" (заменив "Волгой" ГАЗ-3102), а впоследствии "Чайку сняли с производства. И не просто сняли - была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее. За всю историю автомобилестроения это был единственный случай такого рода! В 1996 году руководство завода предполагало возобновить производство "Чайки", но не осталось практически ничего. Разработка заново была экономически нецелесообразна. Возрождение так и не состоялось.
    Интересно отметить, что ГАЗ-14 был первой моделью завода, обильно снабженной различными электроприводами и электроникой. Электростеклоподъемники, индивидуальная автоматическая система вентиляции и отопления, электромеханический привод заслонок воздухозаборников, электронное зажигание - вот неполный перечень таких новшеств.



    Модель автомобиля ГАЗ-14 производилась непосредственно объединением ГАЗ в 1985-1989 г.г. Примечательно, что пресс-формы на эту модель были также уничтожены, наряду с документацией и штампами на "большую" "Чайку" ГАЗ-14.
    Это единственная модель ГАЗ-14, когда-либо выпускавшаяся (модель не выпускается и поныне ни одной модельной мастерской), и, несмотря на свой грубоватый внешний вид, является желанной моделью для многих коллекционеров.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу