ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-33
(образца 1939 года)

    Параллельно с ГАЗ-11-51, Горьковским автозаводом разрабатывались несколько типов полноприводных грузовых автомобилей. Наряду с двухосными машинами колесной формулы 4х4 ГАЗ-62 и ГАЗ-63 осенью 1939 года был также построен полноприводный трехосный ГАЗ-33. Автомобиль был публично показан трудящимся на празднествах, посвященных XXII годовщине Октябрьской революции.
    В известном смысле, ГАЗ-33 представлял собой трехосную модификацию ГАЗ-63, будучи построен на той же агрегатной базе. Автомобиль был рассчитан на перевозку 3,5 тонн груза по шоссе или 2,5 тонн груза по бездорожью. При длине 5700 мм, его колесная база составляла 3160 мм между первым и вторым мостами и 1100 мм между мостами задней тележки.
    Автомобиль мог преодолевать брод до 0,8 м, склоны крутизной до 30 градусов и транспортировать прицеп полной массой до 2300 кг (лимитировалось двигателем). При использовании браслетных цепей типа «Оверолл» ГАЗ-33 уверенно преодолевал снежную целину глубиной до 600 мм. Главной же проблемой ГАЗ-33 стал слишком слабый для такой тяжелой машины двигатель ГАЗ-11, из-за чего в ряде случаев автомобилю не хватало крутящего момента, что дополнительно усугублялось недостаточным суммарным передаточным отношением трансмиссии. Установка на ГАЗ-33 более серийного двигателя ЗИС-5, выдававшего больший крутящий момент, показало существенное улучшение в динамике автомобиля. Встал вопрос о поставке двигателей с ЗИСа при будущем серийном производстве ГАЗ-33, но из-за межзаводских трений этот вопрос так и не был решен.
    В начальный период войны работы над полноприводными машинами были несколько приостановлены, но уже осенью 1942 года Горьковский автозавод вернулся к работам в этом направлении, пересматривая попутно их конструкцию.
    В марте 1943 года, в ходе совещания конструкторов автомобильных заводов СССР в НКСМ, на основании испытаний ГАЗ-63 и ГАЗ-33, а также на основании сравнительного анализа 23 иностранных конструкций, было определено, что трехосная схема не дает существенных преимуществ в этом классе грузовых автомобилей. Таким образом, были прекращены работы по ГАЗ-33, а опытный образец и вся техническая документация были передана на ЗИС для последующей доработки и унификации с серийной продукцией действующего производства.
    В дальнейшем наработки по ГАЗ-33 были использованы при создании ЗИС-151, унаследовавшего от ГАЗ-33 компоновку ведущих мостов – несмотря на необходимость максимальной унификации с ЗИС-150, серийные ЗИС-151 все же получили дифференциал, главную передачу и картер заднего моста от ГАЗ-51, а детали переднего моста – от ГАЗ-63. Также были схожи картеры передних мостов ЗИС-151 и ГАЗ-63 и величина передней колеи этих двух машин тоже примерно совпадала.
    Индекс ГАЗ-33 был впоследствии использован Горьковским автозаводом повторно - для создававшегося в начале 60-ых годов грузового автомобиля грузоподъемностью 7 тонн.


    Модель.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 15 июня 2007 года          
Последняя редакция - 26 июля 2019 года