ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/
ГАЗ-4
Ford-A Closed cab Pickup 82B Пикап с отдельно смонтированным кузовом. |
|
Ford model A Deluxe Pickup 66-A Пикап с объединенным с кабиной кузовом. |
|
|
ГАЗ-4 на службе в РККА |
|
|
|
|
ГАЗ-4 на параде, 1934 год |
радиостанция 5АК |
десантные ГАЗ-4 на учениях, 1935 год |
реплика десантного ГАЗ-4, музей УГМК |
Одним из выпускавшихся в СССР автомобилей на базе ГАЗ-А стал пикап ГАЗ-4. В общем выпуске машин семейства Ford-A в США пикапы занимали заметную долю, однако все они строились сторонники компаниями, которым Ford company лишь поставляла шасси. По этой причине американская сторона не могла включить техническую документацию на пикапы в подписанное с СССР соглашение о приобретении патентов на Форд-А и Форд-АА и создавать пикап советским инженерам пришлось самостоятельно. Пикап ГАЗ-4 начал проектироваться конструкторами кузовного цеха бывшего 1-го Автосборочного завода, ставшего к этому времени автобусным филиалом ГАЗа, сразу после начала выпуска ГАЗ-А – в начале 1933 года. Машине был присвоен следующий по порядку за автобусным кузовом ГАЗ-3 индекс (у автобусного производства велась своя нумерация разработок, отличная от основной газовской).
Большая часть пикапов Ford начала 30-ых годов имели отдельно смонтированный кузов, как, например, Ford-A Closed cab Pickup 82B, однако существовали и более эстетичные модели с кузовом, объединенным в единой целое с кабиной, как Ford model A Deluxe Pickup 66-A. По всей видимости, за основу ГАЗ-4 была выбрана вторая конструкция – на шасси ГАЗ-А с капотом, двигателем и крыльями был смонтирована стандартная цельнометаллическая кабина от ГАЗ-АА и к ней пристыкована оригинальная грузовая платформа, визуально составлявшая с кабиной единое целое. Платформа получила откидывающиеся лавки для перевозки 6 человек, для посадки которых (или для погрузки поклажи) в панели задка был предусмотрен откидывающийся борт. Интересно отметить, что конструкцией борта не предусматривались какие-либо страховочные цепи или тросы, поэтому задний борт откидывался вниз до максимально возможного угла. Запасное колесо было размешено в пенале, расположенном в левом крыле пикапа.
Не исключено, что объединение кабины и грузового отсека в единое целое преследовало не только эстетические цели (пикап с отдельно смонтированным на раме кузовом дешевле в производстве и практичнее в эксплуатации), но и имело целью придать дополнительную жесткость всей конструкции – не секрет, что сравнительно «гибкая» рама ГАЗ-А сильно «играла» на бездорожье, расшатывая кузов фаэтона вплоть до того, что переставали закрываться дверцы жестко прикрученного к раме кузова.
Серийный выпуск ГАЗ-4 был начат в сентябре 1933 года и велся на площадях все того же автобусного филиала автозавода им.Молотова в Канавине Горьковской области (в 1928 году Канавин вошел в состав Нижнего Новгорода как район города). Если ГАЗ-А мог попадать в частные руки, то ГАЗ-4 был исключительно служебным автомобилем. Более того, его основным получателем стала Рабоче-Крестьянская Красная Армия, использовавшая его как носитель вооружений (спаренная или счетверенная установка пулеметов «Максим») или в качестве разведывательного автомобиля. Также пикап, оснащенный специальной надстройкой над грузовым отсеком, использовался для монтажа радиостанции 5АК. РККА даже рассматривала возможность использования ГАЗ-4 в качестве десантного автомобиля, для чего сторонней организацией была сделана партия пикапов без крыши кабины.
Выпуск ГАЗ-4 был закончен в 1937 году в связи окончанием выпуска основной модели семейства ГАЗ-А. На смену ему пришел пикап следующего поколения - ГАЗ-М415.
Общий объем выпуска ГАЗ-4 составил 5.265 экземпляров. |
В марте 2012 года брендом "Наш Автопром" коллекционерам были представлены два варианта модели ГАЗ-4 в двух вариантах окраски каждый. Первый вариант представлял собой модель тентованного пикапа в двух оттенках зеленого цвета (тент также был двух разных цветов - черный на более темной модели и песочно-серый на более светлой), при этом, из-за необходимости крепления тента к платформе, модель не имела на ней поручней. Второй вариант модели ГАЗ-4 тента не имел и также был представлен в двух цветах - черном и горчичном. Модели без тента отличала яркая имитация хрома на радиаторе, бампере, фарах и колесных дисках, подчеркивающая неудачную оспицовку колес. |
До появления моделей ГАЗ-4 "Наш автопром" наиболее распространена в коллекциях была модель ГАЗ-4 украинской мастерской ALF (г.Николаев), выпускавшаяся сравнительно большими тиражами. По большосу счету ее покупка не была проблемой для коллекционеров, если не брать в расчет ее цену. |
Еще до появления модели ГАЗ-4 мастерской ALF ограниченная партия ГАЗ-4 была выпущена ныне не существующей мастерской "Русский вариант" (на двух фотографиях слева).
Кроме того, примерно в одно время с ALF появилась модель ГАЗ-4, выпускавшаяся небольшими тиражами санкт-петербургским объединением ЛОМО-АВМ с использованием элементов моделей ГАЗ-А ("Агат", г.Саратов) и ГАЗ-АА ("Двигатель", г.С.-Петербург). Также на базе этой модели было выпущено несколько пожарных модификаций, факт существования прототипов которых пока не подтвержден. Фотографии моделей ЛОМО-АВМ представлены на двух фото справа. |
На этих фотографиях представлены модели радиостанции АК-5 на шасси ГАЗ-4. Справа модель мастерской ALF, слева - неизвестного автора. |
К другим автомобилям ГАЗ
К общему списку моделей
На Главную страницу
Сообщить об ошибке или о плагиате
Страница создана 02 февраля 2006 года Последняя редакция - 22 августа 2022 года
|