После проведенных испытаний автомобилей НАТИ, использовавших в качестве топлива сжатый газ, по этому же проекту М.В. Куприянова в 1938 году на опытном заводе НАТИ была изготовлена первая партия газобаллонного оборудования из 50 комплектов, аппаратуру питания поставил Куйбышевский карбюраторно-арматурный завод, а ГАЗ и ЗИС по чертежам НАТИ приступили к изготовлению газобаллонных автомобилей с использованием этого оборудования: ГАЗ начинает выпуск модели ГАЗ-44, а ЗИС – модели ЗИС-30.
Внешне от обычной «полуторки» ГАЗ-44 отличался лишь наличием крыльев на задних колесах и фальшбортами, которые прикрывали шесть баллонов с газом, установленных на раме под кузовом и вмещавших совокупно 60 куб.м газа. В разное время уществовало два вида укладки баллонов под кузовом – все шесть поперек рамы или три баллона вдоль рамы в задней ее части и три поперек в передней. Вся газовая аппаратура размещалась под капотом, при этом редуктор размещался над двигателем, что давало ему достаточный подогрев, предотвращающий замерзание в зимнее время. Из-за размещенных на раме баллонов с газом ГАЗ-44 получил иные продольные брусья кузова (проект НАТИ-СГ4). На автомобилях первых выпусков ставился редуктор НАТИ-СГ6, замененный впоследствии редуктором НАТИ-СГ19 (двухмембранный редуктор НАТИ-СГ19 был компактней одномембранного НАТИ-СГ6). Для контроля запаса газа в баллонах на облицовке переднего бруса кабины был установлен манометр. Вес газовой установки составлял 420 кг.
Средний пробег ГАЗ-44 на одной заправке баллонов зависел от вида топлива и составлял 150 км на коксовом и светильном газах, 200 км - на синтез-газе, 300 км - на метане.
Общий выпуск ГАЗ-44 за период 1938-1940 годов составил 85 единиц (18 машин в 1938 году, 13 – в 1940 и 54 единицы в 1941 году).
Семнадцать первых газобаллонных автомобилей (15 единиц ГАЗ-44 и две единицы ЗИС-30) были получены 1-ой автобазой Управления автогрузового транспорта Мосгорисполкома для опытной эксплуатации. Автомобили предназначались для работы на светильном газе, выработанным Московским газовым заводом. Заправка автомобилей газом производилась на специальной газонаполнительной станции в Лефортово.
При стоимости газа 30 копеек за 1 кубический метр газа экономический эффект от эксплуатации давал возможность выплачивать шоферам премию по 6 копеек и техникам по 1 копейке за каждый километр пробега машины на светильном газе. Это позволяло отбирать для газовых автомобилей опытных шоферов и механиков. Однако позднее, с мая 1940 года стоимость газа была увеличена до 75 копеек за кубометр, что привело к тому, что стоимость пробега одного километра газобаллонного автомобиля стала в 2 раза выше, чем бензинового.
По материалам Андрея Карасева |