ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-46

один из первых опытных ГАЗ-46

задние колесные арки еще имеют щитки, которые должны были улучшать обводы корпуса при движении вплавь. Впоследствии от щитков отказались, поскольку они мешали ественному самоочищению колесных арок при движении по бездорожью

опытный образец №3

сравнение опытного образца ГАЗ-46 с опытным образцом доработанного ГАЗ-011, август 1952 года

хорошо видна разница в пропорциях корпуса и в планировке салонов

ГАЗ-46 в войсковой эксплуатации

    Первые работы по созданию в Горьком плавающего автомобиля относятся еще к началу 1945 года, когда в Конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) ГАЗа приступили к анализу возможности создания амфибии типа Ford GPA на узлах серийного ГАЗ-67Б. Результаты предварительной проработки показали, что использование ГАЗ-67Б в качестве основы для амфибии нецелесообразно: из-за низкой производительности маслонасоса в систему охлаждения нельзя было включить маслорадиатор, необходимый при движении на плаву; конструкция раздаточной коробки не позволяла должным образом сделать привод на гребной винт машины, а также на трюмный насос и механизм ручного запуска машины; возникали проблемы с эффективностью механических тормозов для заведомо более тяжелой по сравнению с ГАЗ-67Б амфибии; были необходимы новые шины, большего сечения и с развитыми грунтозацепами. Определенные сложности также ожидались и с возможностью герметизации серийных узлов и агрегатов. Но самое главное - ГАЗ-67Б считался бесперспективным и подлежал снятию с производства в течение ближайших 3-5 лет. По этой причине плавающую машину на ГАЗе было решено создавать в рамках семейства внедорожников нового поколения
    Тем временем, Постановлением Совета министров СССР №2524-1042СС от 10 июля 1948 года, дополненном Приказом Министерства автомобильной и тракторной промышленности (МАТП) СССР №124СС от 15 июля 1948 года, перед НАМИ, как перед отраслевым научно-исследовательским институтом, была поставлена задача создания малого плавающего автомобиля грузоподъемностью (на суше и на плаву) 500 кг или 6 человек экипажа. НАМИ создал такую машину практически в установленный постановлением срок и вышедшим в начале 1950 года распоряжением Заместителя министра В.Ф. Гарбузова созданная на узлах устаревшего ГАЗ-67Б в НАМИ амфибия НАМИ-011 передавалась для доработки и освоения производства на Горьковский автомобильный завод. Уже к осени 1950 года в КЭО ГАЗ была передана вся имевшаяся техдокументация на НАМИ-011 и один из двух опытных образцов машины. Примечательно, что и сам Главный конструктор КЭБ-1 НАМИ Б.В. Шишкин, и его команда конструкторов, создавшая НАМИ-011, понимали бесперспективность этой амфибии (именно из-за применяемой на нем агрегатной базы) и уже сделали эскизный проект разведывательного плавающего автомобиля на базе агрегатов будущего ГАЗ-69.
    Возможно, именно решение по запуску в производство ГАЗ-011 (такое обозначение получила адаптированная к производству амфибия НАМИ-011) послужило толчком для разработки ГАЗом собственной амфибии – отказаться от государственного задания по выпуску амфибии завод права не имел, но предложить в качестве альтернативы более совершенную машину вполне мог. Уже в октябре 1950 года Главный конструктор ГАЗа А.А. Липгарт назначил Г.М. Вассермана Ведущим конструктором по новой машине, получившей индекс ГАЗ-46. Таким образом, работы по ГАЗ-011 (под руководством В.А. Крещука) и ГАЗ-46 стала вестись параллельно разными группами конструкторов.

    Будучи очень похожим на ГАЗ-011 внешне, ГАЗ-46 был при этом несколько уже ГАЗ-011 и получил заметно более заостренную носовую часть, что позволило уменьшить сопротивление при движении в водной среде и, как следствие, несколько повысить скорость движения на плаву. Увеличившаяся колесная база дала возможность вынести колесные арки из салона и с достаточным комфортом разместиться сзади трем пассажирам. Раздаточная коробка ГАЗ-69 была изначально спроектирована в расчете на перспективу использования в ГАЗ-46 – был предусмотрен удобный отбор на винт, на трюмный насос и на систему ручного запуска двигателя из корпуса.
    В апреле 1952 года были построены два опытных образца ГАЗ-46, которые в целом подтвердили превосходство новой амфибии над почти готовым к производству ГАЗ-011. Стоит отметить, что еще в марте того же года от лица Министерства автотракторной промышленности и Военного министерства в адрес Совмина СССР было направлено письмо с предложением не начинать выпуск амфибий МАВ на базе ГАЗ-67Б, ограничившись сборкой лишь 40 машин. Взамен предлагалось ускорить работы по ГАЗ-46, изготовив до конца года установочную партию из 15 машин. А еще раньше – 3 января 1952 года – Совмин СССР издал Постановление № 23-8сс, согласно которому с IV квартала взамен внедорожников ГАЗ-67Б должно было начаться производство новой модели ГАЗ-69. Разворачивание серийного выпуска ГАЗ-011 в таких условиях представлялось нелогичным.
    Однако В.А. Крещук, Ведущий конструктор ГАЗ-011, понимая угрозу для существования «своей» машины, написал два разоблачающих его «недоброжелателей» письма. Первое - Директору автозавода Г.А. Веденяпину и Главному конструктору Л.В. Косткину, занявшему в 1951 году эту должность вместо А.А. Липгарта. Это письмо было оставлено без внимания и поэтому вскоре он написал второе письмо аналогичного характера, на этот раз лично товарищу Сталину, в котором обвинял руководство завода и отдельных сотрудников ниже рангом в срыве важного правительственного задания – освоении выпуска ГАЗ-011. Уже в мае заявление Крещука рассматривалось на заседании Совмина СССР, после которого своих должностей на ГАЗе лишились Веденяпин, Косткин и Липгарт, от работы над ГАЗ-46 был отстранен Ведущий конструктор Г.М. Вассерман (его место занял А.А. Смолин, отвечавший за внешние обводы кузова и расчеты гребного винта). В Министерстве автотракторной промышленности был снят с должности замминистра Гарбузов. Министру Хламову было указано на недостаточный контроль с его стороны за работой ГАЗа, а в довершение всего коллектив конструкторов НАМИ-011 лишили присужденной ранее Сталинской премии за разработку плавающего автомобиля ввиду того, что он был передан для производства ГАЗу с серьезными недостатками.
    Тем не менее, кадровые перестановки хоть и отразились на климате в коллективе, но уже не оказали существенного негативного воздействия на работу над ГАЗ-46, поскольку в основном документация на машину уже была сформирована. Летом 1952 были построены еще два опытных образца ГАЗ-46, по итогам испытаний которых был составлен перечень мероприятий по устранению недостатков машины. Значительная часть этих недостатков была устранена уже на пятой опытной машине. Всего в конструкцию ГАЗ-46 было внесено несколько десятков улучшений по сравнению с первоначальным вариантом.
    В 1953 году ГАЗ-46 успешно прошел войсковые испытания и в конце 1954 года, по завершению подготовки производства, была выпущена установочная партия в количестве 25 амфибий. Начиная с 1955 года ГАЗ-46 выпускался серийно попеременно с гусеничным ГАЗ-47: полгода завод выпускал амфибии, а затем следующие полгода – гусеничные ГАЗ-47. Всего основному заказчику было передано 654 экземпляра ГАЗ-46.
    В связи с переносом производства ГАЗ-69 на Ульяновский автозавод, рассматривалась и перспектива переноса туда же и выпуска ГАЗ-46, однако сделать это сперва не позволило отсутствие производственных мощностей на УАЗе, а потом и основной заказчик понемногу утратил интерес к таким машинам ввиду сравнительно невысокой в них потребности. Выпуск ГАЗ-46 был прекращен в 1958 году.



    Долгое время модель ГАЗ-46 екатеринбургской мастерской "Уральский сокол", созданная в 1998 году, была единственной на рынке (на фото вверху). Модель была сделана по результатам обмеров настоящего МАВа из Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге, но, поскольку салон прототипа был заварен, то салон модели был сделан исходя из предположений мастера о его устройстве. Как показало время, сделан он был не вполне верно. В дальнейшем модель периодически дорабатывалась, однако все равно оставалась сравнительно простой по исполнению, будучи выполненной из небольшого количества деталей.



    В ноябре 2012 году в рамках журнальной серии "Автолегенды СССР" издательства DeAgostini вышла модель ГАЗ-46 массового сегмента. Обладая, возможно, даже большим количеством недостатков, чем модель "Уральского сокола", журнальная модель мгновенно завоевала своего покупателя благодаря своей доступности - журнальные выпуски этой серии продавались почти в каждом журнальном киоске страны.


    Наконец, в октябре 2016 года была объявлена подписка на лимитированную модель ГАЗ-46 мастерской "Уральский сокол", состоящую из более чем 200 деталей, и два года спустя тираж 15 экземпляров разошелся по заказчикам. В отличие от ранней версии, предлагаемая модель была существенно переработана и получила следующие отличия от стандартной модели мастерской:
    1. Открывающийся капот
    2. Копию двигателя (состоит из 40 деталей +провода) в моторном отсеке
    3. Откидывающийся волноотбойник
    4. Откидывающееся лобовое стекло
    5. Резину собственного производства мастерской из полиуретана, отличающуюся от стандартной резины для ГАЗ-69, и новые колесные диски.
    6. Сетчатую решетку на воздуховоде моторного отсека.
    7. Проработанные элементы трансмиссии
    8. Переработанный и принципиально более копийный салон.
    9. Панель приборов с нанесенными декально шкалами приборов и инструкцией по управлению трансмиссией автомобиля.
    10. Элементы, выполненные методом фототравления.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 15 марта 2006 года          
Последняя редакция - 16 октября 2020 года