ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-51Б

ГАЗ-51Б из опытных партий

ГАЗ-51Б первых выпусков
(бензобак уже переместился под кабину, но сама кабина еще прежней дерево-металлической конструкции - ГАЗ-81Д)

ГАЗ-51Б выпуска 1950 - 1956 г.г.

    После изготовления в ноябре и декабре 1949 года опытных партий, с 1950 года мелкосерийно производилась газобаллонная версия ГАЗ-51, получившая обозначение ГАЗ-51Б. Грузоподъемность ГАЗ-51Б составляла 2000 кг. Автомобиль мог работать на сжатом природном газе (метане) и бензине А-66.
    На автомобиль устанавливался двигатель модели ГАЗ-51Б мощностью 56 л.с. при 2800 об/мин, со степенью сжатия 6,2 и максимальным крутящим моментом 15,8 кГм при 1500-1700 об/мин. В состав газового оборудования входили:
    – пять газовых баллонов ёмкостью по 50 л с двумя запорными вентилями;
    – наполнительный вентиль;
    – магистральный запорный вентиль;
    – подогреватель газа, работавший от выпускной системы двигателя;
    – двухступенчатый газовый редуктор МКЗ-НАМИ с сетчатым фильтром (со второй половины 1951 года в системе питания газобаллонного ГАЗ-51Б начал монтироваться усовершенствованный универсальный газовый редуктор МКЗ-НАМИ с экономайзерным устройством для автоматического обогащения рабочей смеси при полной нагрузке двигателя, в связи с чем был упразднён обратный клапан редуктора).
    – карбюраторы-смесители: К-49АБ (устанавливался до января 1956 года) и К-22Л (устанавливался вместо К-49АБ в оставшийся до снятия с производства ГАЗ-51Б период);
    – манометр редуктора низкого давления МТ-60 на 8 кгс/см2;
    – манометр баллонный высокого давления МТ-60 на 300 кгс/см2;
    – газовая арматура (трубопроводы, тройники и прочие соединительные детали).
    Газовые баллоны, размещались под платформой поперёк рамы в полукруглых вырезах, сделанных в продольных брусьях (четыре за кабиной, один в задней части машины) и были разделены на две секции (2+3), в каждой из которых имелся свой запорный (баллонный) вентиль. Баллоны крепились стальными лентами к угольникам, привёрнутым к продольным брусьям. Наполнительный вентиль ввёртывался в тройник, в котором сходились трубки подачи газа из обеих секций, устанавливавшийся в кронштейне, крепившемся к передней части основания кузова.
    Газовый редуктор с фильтром в сборе монтировался в моторном отсеке слева вверху на передней стенке кабины, подогреватель – на выхлопной трубе перед глушителем, магистральный вентиль – справа внизу в кабине, манометры – в центре щитка приборов. В первую ступень редуктора для сжатого газа ставились шариковый клапан и пружина из проволоки диаметром 4 мм, сжимавшейся на 10 мм под усилием 64 кг. Диаметр гнезда канала редуктора под клапан составлял 4 мм. Дозировка количества газа, поступавшего из редуктора в карбюратор-смеситель, осуществлялась золотниковым дозирующим устройством редуктора, состоявшим из неподвижной обоймы и вращающегося дискового золотника с рычагом, имевших по три отверстия диаметром 12 мм, находившимся сбоку редуктора.
    Кабина грузовика, вследствие введения отверстий для двух кронштейнов крепления газового редуктора, а также отверстий под магистральный вентиль и манометры, получила наименование ГАЗ-81Г.
    Держатель запасного колеса из-за недостатка места под кузовом переместился под заднюю часть рамы. По этой же причине изменилась и конструкция инструментальных ящиков.

    Несмотря на смену базового шасси в 1956 году, газобаллонный ГАЗ-51Б продолжил выпускаться под своими прежним индексом. Ввиду отсутствия свободного места под основанием кузова за кабиной, инструментальные ящики этих модернизированных машин по-прежнему крепились в задней части платформы.
    Производство ГАЗ-51Б было прекращено в 1956 году вследствие того, что в связи с избыточным производством бензина в СССР, превышающем его потребность, использование газа на автомобильном транспорте резко сократилось. К 1965 году имеющаяся сеть газонаполнительных компрессорных станций была демонтирована. Всего было произведено 12.212 экземпляров ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж.

Текст - Юрий Воробьев



    Модель ГАЗ-51Б с ранней кабиной выпускается Саратовской лабораторией минимоделей как в чистом исполнении, так и в варианте со следами эксплуатации. Наполнение кузова - на усмотрение заказчика.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 29 июня 2007 года          
Последняя редакция - 27 января 2024 года