С конца 1948 года в Советскую Армию стали поставляться автомобили ГАЗ-51Н. Эта модификация оборудовалась платформой с неоткидными высокими решётчатыми передним и боковыми бортами и низким откидным задним бортом, четырьмя съёмными дугами и тентом, унифицированной с кузовом вездехода ГАЗ-63 и имевшей собственный индекс – ГАЗ-91Б. К боковым бортам крепились съёмные решётки и откидывающиеся скамейки на 12 мест. Задний борт снабжался двумя подножками, а также цепями и в откинутом положении служил продолжением основания. Машина предназначалась для перевозки личного состава и различных армейских грузов.
В 1949 году бензобак на автомобилях семейства ГАЗ-51 был перемещён на раму под кабиной, при этом его ёмкость уменьшилась со 105 до 90 л. На автомобиле ГАЗ-51Н прежний 105-литровый топливный бак, располагавшийся на левом лонжероне рамы, был сохранён наряду с новым (до этого момента ГАЗ-51Н имел только один топливный бак, как и ГАЗ-51), но при этом прежний бак стал считаться дополнительным.
Несмотря на смену базового шасси в 1956 году, ГАЗ-51Н продолжил выпускаться под своими прежним индексом.
Проходя последовательно те же стадии модернизации, что и ГАЗ-51 с ГАЗ-51А, ГАЗ-51Н имел при этом свои небольшие нюансы. В частности, в 1956 году на дополнительном топливном баке ГАЗ-51Н появились рёбра жёсткости в виде четырёх вертикальных выштамповок, располагавшихся по обеим сторонам хомутов крепления.
С середины 1956 года на армейских ГАЗ-51Н (а равно, и на грузовых такси ГАЗ-51Т и ГАЗ-51Р) задний фонарь и номерной знак стали располагаться на едином держателе, крепившемся с левой стороны на поперечном брусе платформы.
С 1957 года на ГАЗ-51Н начал ставиться дополнительный топливный бак изменённой конструкции, штампованный из верхней и нижней половин вместо свёртного.
В 1961 году, в соответствии с ГОСТ 8769-58, система освещения и сигнализации автомобилей семейства ГАЗ-51А была дополнена задним правым фонарём типа ФП13-К, аналогичным левому ФП-13, и оборудованным двумя лампами: А-24 на 3 св (обозначение габаритов) и А-26 на 21 св (стоп-сигнал). У ГАЗ-51Н правый фонарь размещался на отдельном держателе, крепившемся к поперечному брусу кузова.
Выпуск ГАЗ-51Н был прекращен в 1975 году, в связи со снятием с конвейера всего семейства ГАЗ-51А.
Текст - Юрий Воробьев |