В конце 1954 года был начат выпуск ещё одной газобаллонной модификации ГАЗ-51 (помимо ГАЗ-51Б) – ГАЗ-51Ж, предназначавшейся для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине А-66.
На автомобиль устанавливался двигатель модели ГАЗ-51Ж мощностью 62 л.с. при 2800 об/мин, со степенью сжатия 6,2 и максимальным крутящим моментом 18,5 кГм при 1500-1700 об/мин. В состав газового оборудования входили:
– газовый баллон ёмкостью 100 л (полезный объём – 90 л) с наполнительным и двумя расходными вентилями (паровой и жидкой фазы), контрольным вентилем максимального заполнения баллона при заправке, указателем уровня сжиженного газа и предохранительным клапаном;
– магистральный запорный вентиль;
– испаритель газа жидкостный;
– двухступенчатый газовый редуктор МКЗ-НАМИ с сетчатым фильтром (с 1960 года стал монтироваться усовершенствованный универсальный газовый редуктор МКЗ-НАМИ с дозирующим экономайзерным устройством, устанавливавшимся на место упразднённого винтового конического дозатора);
– карбюраторы-смесители: К-49АБ (ставился до января 1956 года) и К-22К (устанавливался вместо К-49АБ в оставшийся до снятия с производства ГАЗ-51Ж период);
– манометр редуктора низкого давления;
– манометр баллонный высокого давления;
– газовая арматура (трубопроводы, тройники и прочие соединительные детали).
Газовый баллон крепился ленточными хомутами к трём консольным кронштейнам, расположенным на левом лонжероне рамы. Газовый редуктор с фильтром в сборе монтировался в моторном отсеке слева вверху на передней стенке кабины, испаритель – на головке блока цилиндров над впускным и выпускным газопроводами двигателя, магистральный вентиль – справа внизу в кабине, манометры – в центре щитка приборов. Ввиду того, что редуктор, магистральный вентиль и манометры ГАЗ-51Ж располагались на его кабине в таком же порядке, что и аналогичные на ГАЗ-51Б, последняя также носила индекс ГАЗ-81Г.
В отличие от редуктора для сжатого газа, в первую ступень редуктора для сжиженного газа устанавливались клапан в виде плоской вставки из газостойкой резины и пружина пониженной жёсткости из проволоки диаметром 3,5 мм, сжимавшейся на 10 мм под воздействием усилия в 35 кг. Диаметр гнезда канала равнялся 6 мм. Поступление газа из редуктора в карбюратор-смеситель регулировалось не золотниковым дозирующим устройством, а винтовым дозатором с коническим клапаном с винтом и маховичком, располагавшимся снизу редуктора. В выходном патрубке дозатора располагался обратный клапан. На месте золотникового устройства была установлена крышка-лючок, открывавшаяся при регулировке клапана второй ступени редуктора.
На модификации ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж монтировались универсальные газовые редукторы типа МКЗ-НАМИ, предназначавшиеся для работы как на сжатом, так и на сжиженном газе, и отличавшиеся , отличавшиеся устройством их первых ступеней и механизмов регулировки поступления газа в карбюратор-смеситель. В первую ступень редуктора для сжиженного газа ГАЗ-51Ж устанавливались клапан в виде плоской вставки из газостойкой резины и пружина пониженной жёсткости из проволоки диаметром 3,5 мм, сжимавшейся на 10 мм под воздействием усилия в 35 кг. Диаметр гнезда канала равнялся 6 мм. Поступление газа из редуктора в карбюратор-смеситель ГАЗ-51Ж регулировалось винтовым дозатором с коническим клапаном с винтом и маховичком, располагавшимся снизу редуктора. В выходном патрубке дозатора располагался обратный клапан.
Несмотря на смену базового шасси в 1956 году, газобаллонные ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж продолжили выпускаться под своими прежними индексами, при этом платформа грузовика ГАЗ-51Ж получила наименование ГАЗ-92Ж. Ввиду отсутствия свободного места под основанием кузова за кабиной, инструментальные ящики этих модернизированных машин по-прежнему крепились в задней части платформы.
Производство газобаллонных ГАЗ-51Ж было прекращено в 1963 году вследствие того, что в связи с избыточным производством бензина в СССР, превышающем его потребность, использование газа на автомобильном транспорте резко сократилось. К 1965 году имеющаяся сеть газонаполнительных компрессорных станций была демонтирована.
Всего было произведено 12.212 экземпляров ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж.
Текст - Юрий Воробьев |