Взамен модели ГАЗ-51А, снятой с производства со 2 апреля 1975 года, уже с января того же года на конвейер был поставлен схожий по размерности и грузоподъёмности грузовик ГАЗ-52-04 с колёсной базой 3300 мм, выпускавшийся до конца 1989 года.
По существу, ГАЗ-52-04 представлял собой прежнее шасси ГАЗ-51А, с кабиной и оперением идентичными ГАЗ-53А, оборудованное форсированным двигателем ГАЗ-51 мощностью 75 л.с., получившим наименование ГАЗ-52-04 и укомплектованным головкой блока цилиндров с увеличенной степенью сжатия от мотора ГАЗ-12 (12-1003015-Е), поршнями из высококремнистого сплава АЛ30, поршневыми кольцами из чугуна, легированного молибденом, впускными и выпускными клапанами из более жаростойкой стали 55Х20Г9АН4 (ЭП303), новым масляным насосом повышенной производительности и полнопоточным масляным фильтром тонкой очистки. Блок цилиндров и крышки коренных подшипников коленчатого вала были подвергнуты искусственному старению. Карбюратор остался прежним – однокамерный К-22Г.
В системе электрооборудования ГАЗ-52-04 использовался генератор переменного тока. На автомобиль ставились передняя ось, рулевое управление, гипоидный задний мост, амортизаторы, передние и задние ножные тормоза и гидровакуумный усилитель тормозов, унифицированные с аналогичными узлами грузовика ГАЗ-53А, сцепление от ГАЗ-52-01, коробка передач, карданная передача, коренные листы №1 и №2 передних рессор, задние рессоры с подрессорниками, главный тормозной цилиндр и стояночный тормоз от ГАЗ-51А.
КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ:
Грузовой автомобиль колёсной формулы 4×2 грузоподъёмностью 2500 кг.
Двигатель – ГАЗ-52-04, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный, мощностью 75 л.с. (55,2 кВт) при 2800 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 21 кГм при 1400-1600 об/мин, степенью сжатия 6,7 и рабочим объёмом 3485 см3. Рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40°С до −45°С и относительной влажности воздуха до 80% при +20°С.
Система питания – принудительная, с подачей бензина топливным насосом Б-9Г диафрагменного типа с двумя впускными и одним выпускным клапанами. Магистральный фильтр-отстойник – щелевого типа, с фильтрующим элементом из тонких (0,15 мм) алюминиевых пластин.
Бензобак ёмкостью 90 л располагался на раме под кабиной. Топливо – бензин А-72.
Карбюратор – К-22Г, однокамерный, с падающим потоком, с балансированной поплавковой камерой, экономайзером и ускорительным насосом, оборудованный встроенным механическим ограничителем максимальной частоты вращения коленчатого вала. Привод клапана экономайзера и ускорительного насоса – механический.
Воздушный фильтр – инерционно-масляный, с двухступенчатой очисткой воздуха и фильтрующим элементом из капрона.
Система вентиляции картера – принудительная (закрытого типа), с отсосом газов во впускной газопровод.
Система смазки – комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, с полнопоточным масляным фильтром тонкой очистки со сменным бумажным элементом Реготмас-441-1. Масляный насос – шестерёнчатый, односекционный, с неподвижным маслоприёмником. Масляный радиатор – трубчато-пластинчатый, с воздушным охлаждением.
Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, осуществлявшейся водяным насосом центробежного типа. Радиатор – трубчато-ленточный (змейковый), трёхрядный. Также в систему входили четырёхлопастный вентилятор и термостат жидкостного типа.
Часть машин комплектовалась жидкостным пусковым подогревателем.
Сцепление – однодисковое, сухое, с механическим приводом.
Коробка передач – трёхходовая, четырёхступенчатая (четыре передачи вперёд, одна назад, четвёртая передача – прямая).
Карданная передача – открытого типа, состояла из основного карданного вала, промежуточного карданного вала с промежуточной опорой и трёх карданных шарниров с игольчатыми подшипниками. Скользящее шлицевое соединение располагалось на промежуточном валу.
Главная передача – одинарная, гипоидная, с передаточным отношением 6,83. Дифференциал – конический, с четырьмя сателлитами. Полуоси – полностью разгруженные.
Передний мост – штампованная балка двутаврового сечения.
Подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах с качающимися задними серьгами, передняя – с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия, задняя – с дополнительными рессорами (подрессорниками).
Рулевой механизм – типа глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом на двух игольчатых подшипниках.
Тормозная система:
– одноконтурная, рабочие ножные тормоза колодочные, барабанного типа на все колёса с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем;
– стояночный ручной тормоз колодочный, барабанного типа с механическим приводом на трансмиссию (вторичный вал коробки передач).
Рама состояла из холодно-штампованных лонжеронов, соединённых между собой с помощью клёпки пятью силовыми поперечинами. Спереди располагались буфер и два буксирных крюка, на задней поперечине – буксирный прибор с резиновым буфером.
На машину ставились дисковые колёса с уширенным ободом размера 6,0Б-20 с конической посадочной полкой, с шестью окнами, со съёмным разрезным бортовым кольцом. Диски крепились на 6 шпильках. Размер шин – 7,50-20" (220-508) или типа Р – 7,50R20 (200-508Р). Запасное колесо размещалось под платформой на лонжеронах рамы за кабиной и фиксировалось при помощи двух упорных кронштейнов и прижимной скобы.
Система электрооборудования – 12-вольтовая, постоянного тока, однопроводная, с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус.
Источники энергии: генератор Г250-Д1 переменного тока мощностью 250 Вт и силой тока 28 А, работавший с контактно-транзисторным реле-регулятором РР362, и аккумуляторная батарея 6-СТ-75 ёмкостью 75 Ач.
Система зажигания двигателя – батарейная, состояла из катушки зажигания Б1 (или Б115), распределителя зажигания Р20, свечей А10Н и выключателя ВК332.
Стартер – СТ8 мощностью 1,3 л.с. с механическим рычажным приводом включения с помощью педали-штока из кабины водителя.
Фары – ФГ122-Б с полуразборными оптическими элементами ФГ105 и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт (дальний и ближний свет) с американским асимметричным светораспределением ближнего света. На часть автомобилей устанавливались фары ФГ122-БВ с полуразборными оптическими элементами ФГ140 и двухнитиевыми лампами А-12-45+40 на 45 Вт и 40 Вт с европейским асимметричным распределением ближнего света. На тропические модификации ставились фары ФГ122-БТ1 и ФГ122-БТ1Ж с лампами А-12-50+40.
Передние фонари – ПФ101-Б с двухнитиевыми лампами А-12-21+6 на 21 св и 6 св, служившие для указания соответственно поворотов и габарита.
Задние фонари – комбинированные двухсекционные двухламповые ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый) с лампами А-12-21 на 21 св (стоп-сигнал и указатели поворота) и А-12-3 на 3 св (обозначение габаритов и освещение номерного знака), устанавливавшиеся в держателях, крепившихся в выемках, сделанных в заднем поперечном брусе платформы. Левый держатель ставился совместно с держателем заднего номерного знака.
Повторители указателей поворота – УП101 с лампами А-12-3 на 3 св, размещались на боковинах крыльев.
Сзади монтировалась розетка ПС300 для подключения электроприборов прицепа.
Автомобиль оборудовался щитком приборов типа КП120, на котором располагались:
– спидометр СП135;
– амперметр АП110;
– указатель температуры охлаждающей жидкости УК145;
– указатель давления масла УК130;
– указатель уровня топлива УБ126;
– контрольная лампа аварийного давления масла;
– контрольная лампа дальнего света фар (на спидометре);
– контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости;
– контрольная лампа указателей поворота.
Кабина цельнометаллическая, двухместная, с раздельными сиденьями для водителя (регулируемым) и пассажира, оборудовалась отопителем, работавшим от системы охлаждения двигателя, электрическим стеклоочистителем с двумя щётками и омывателем ветрового стекла.
Автомобиль оснащался двумя зеркалами заднего вида в форме овалов с прямыми боковыми сторонами, располагавшимися по обеим сторонам кабины и монтировавшимися на складывающихся трёхстоечных кронштейнах.
Бортовая платформа – деревянная, с клёпаным металлическим каркасом основания, деревянными поперечными брусьями основания и с тремя откидными бортами. Инструментальный ящик монтировался за кабиной под кузовом с левой стороны машины.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ:
Во второй половине 1970-х гг. вместо звукового сигнала С56-Г начал ставиться С311, а взамен центрального переключателя света П38-Б – П312.
В этот же период взамен ролика сошки рулевого механизма на игольчатых подшипниках внедрён новый 776702Х на специальном двухрядном шариковом радиально-упорном подшипнике.
1977 год
С 1977 года на двигатель ГАЗ-52-04 вместо однокамерного карбюратора К-22Г стал устанавливаться двухкамерный К-126И.
Также в 1977 году взамен стартера СТ8 был внедрён СТ230-Е мощностью 2 л.с. (1,52 кВт).
1978 год
В 1978 году согласно ГОСТ 2023-75 «Лампы накаливания электрические автомобильные» поменялись лампы, использовавшиеся в передних и задних фонарях машин:
А-12-21+6 (21 св+6 св).........................А-12-21+5 (21 Вт+5 Вт) – подфарники ПФ101-Б (указатели поворота/обозначение габаритов);
А-12-21 (21 св)......................................А-12-21 (21 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (указатели поворота/тормозная сигнализация);
А-12-3 (3 св)..........................................А-12-5 (5 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака), повторители указателей поворота УП101.
В конце 1978 года на крыше кабины введены штампованные рёбра жёсткости.
1979 год
С 1979 года вместо катушки Б115 использовалась Б115-В с изменёнными параметрами первичной и вторичной обмоток.
1982 год
С 1982 года фары ФГ122-БВ с полуразборными оптическими элементами ФГ140 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света и лампами А-12-45+40 начали монтировать на всю линейку ГАЗ-52-04.
1983 год
С января 1983 года грузовики стали оснащаться задним мостом типа ГАЗ-51А с передаточным числом 6,67 со спирально-конической главной передачей и разъёмным литым картером.
1984 год
В мае 1984 года на автомобилях линейки ГАЗ-52-04 были внедрены новая облицовка радиатора и изменённый бампер без подножки-накладки, аналогичные устанавливавшимся на ГАЗ-53-12.
С середины 1980-х г.г. по нарастающему графику начал ставиться стартер с электромагнитным тяговым реле, задействованным от замка зажигания.
1986 год
В 1986 году поменялись головки блока цилиндров двигателей ГАЗ-52-04 и ГАЗ-52-07, в которых уменьшился объём камер сгорания, в результате чего степень сжатия увеличилась до 7,2, а основным топливом для бензиновых вариантов стал А-76. Отличительным признаком новой головки было наличие на её верхней поверхности отлитых цифр «76», обозначавших необходимое октановое число бензина. Вместо свечей А10Н мотора ГАЗ-52-04 и А11Н мотора ГАЗ-52-07 были введены свечи А11 или А11-3.
Тогда же в системе электрооборудования были внедрены генератор Г250-Д2 с бесконтактным регулятором напряжения 22.3702 и датчик-распределитель 23.3706.
С 1986 года все автомобили оснащались новыми зеркалами заднего вида в пластмассовом корпусе чёрного цвета.
С конца 1980-х гг. на части автомобилей монтировалась двухконтурная тормозная система с раздельным приводом по осям, оснащённая двумя гидровакуумными усилителями и двухпоршневым главным тормозным цилиндром, а также новый щиток приборов КП120-Б с сигнализатором неисправности гидропривода рабочей тормозной системы.
В этот же период подфарники ПФ101-Б укомплектовали пластиковыми конусными рассеивателями без металлических ободков.
Текст - Юрий Воробьев |