С ноября 1976 года Горьковский автозавод приступил к выпуску газобаллонного бортового ГАЗ-52-07 – модификации грузовика ГАЗ-52-04, работавшей на сжиженном нефтяном газе.
Эти автомобили оснащались двигателем ГАЗ-52-07 (базовый ГАЗ-52-04, конвертированный для работы на СНГ) мощностью 70 л.с. (51,5 кВт) при 2800 об/мин, с максимальным крутящим моментом 20 кГм при 1600-1800 об/мин при работе на газе. Двигатель ГАЗ-52-07 оборудовался головкой блока цилиндров с уменьшенным, за счёт понижения высоты головки, объёмом камер сгорания, в результате чего степень сжатия повысилась до 7,0. Увеличение степени сжатия производилось для компенсации снижения мощности двигателя, обусловленного работой на сжиженном газе. В связи с установкой головок изменённой размерности на мотор ставились свечи зажигания А11Н (Г-53-07-3707010).
В состав газового оборудования входили:
– газовый баллон 52-07-4401010 с полезным объёмом 136 л (полный – 151 л), с наполнительным и двумя расходными вентилями (паровой и жидкой фазы) со скоростными клапанами, контрольный вентиль максимального заполнения баллона при заправке, датчик указателя уровня сжиженного газа и предохранительный клапан;
– магистральный запорный вентиль 53-07-4402008-01;
– испаритель газа жидкостный 111.4403010;
– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 52-07-4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-22К;
– карбюратор резервной системы питания К-112-1107 (однокамерный, горизонтальный, с пламегасителем);
– манометр УК130;
– указатель уровня сжиженного газа в баллоне;
– газовая арматура (тройники и трубопроводы).
Газовый баллон крепился хомутами к двум кронштейнам, расположенным на левом лонжероне рамы, испаритель, газовый редуктор и магистральный запорный вентиль устанавливались в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, манометр и указатель уровня газа – на панели приборов. Маховик управления магистральным вентилем была выведен в кабину. В связи с установкой газового баллона инструментальный ящик был перемещен на заднюю левую часть основания платформы.
В 1985 году для двигателя ГАЗ-52-07 газобаллонных ГАЗ-52-07 и ГАЗ-52-09 в качестве полноценного дублирующего топлива, кроме сжиженного газа, был принят бензин А-76, вследствие чего были упразднены карбюратор резервной системы питания К-112-1107 и магистральный запорный вентиль 53-07-4402008-01, а для переключения вида топлива (газ-бензин) введены электромагнитный запорный клапан-фильтр РС33601 со сменным войлочным фильтрующим элементом, электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС33601 и переключатель вида топлива П20-А2.
Выпуск ГАЗ-52-07 продолжался до 1989 года.
Текст - Юрий Воробьев |