ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-52Ф

Внешность ГАЗ-52, 1956 год:

Внешность ГАЗ-52Ф
1958-1959 г.г.:

    Семейство ГАЗ-52 относится к грузовым среднетоннажным автомобилям третьего поколения Горьковского автомобильного завода. Главный конструктор семейства – Александр Дмитриевич Просвирнин. Ведущие конструкторы – Борис Ильич Шихов, Владимир Дмитриевич Запойнов.
    В конце 1950-х – начале 1960-х гг. на Горьковском автозаводе разрабатывалось три семейства грузовых автомобилей, по замыслу конструкторов в максимальной степени унифицированных между собой – ГАЗ-52, ГАЗ-56 и ГАЗ-62. В роли базовой модели для всей линейки новых машин выступал грузовик семейства ГАЗ-52, являвшийся преемником ГАЗ-51А, с той же колёсной формулой (4×2) и грузоподъёмностью на уровне 2,5 т.
    Изначально на семейство ГАЗ-52 планировалось устанавливать спроектированный в 1956 году рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-51Ф с форкамерно-факельным зажиганием мощностью 80 л.с. при 3000 об/мин (максимальный крутящий момент 21,5 кГм при 1600-1800 об/мин, степень сжатия 6,7 и рабочий объём 3485 см3), работавший на низкооктановом бензине А-66. В этом двигателе применялось раздельное охлаждение головки и блока цилиндров, и, в отличие от мотора ГАЗ-51, для повышения износостойкости коленчатого вала были внедрены триметаллические вкладыши коренных и шатунных подшипников с металлокерамическим подслоем (стальная лента, медно-никелевый подслой и антифрикционный свинцовистый сплав СОС-6-6) вместо биметаллических. Кроме того, были введены грязеуловители на коленчатом валу, вместо двух масляных фильтров (грубой и тонкой очистки) был смонтирован один центробежный, а взамен обычного однокамерного карбюратора использовался двухкамерный.
    Новый грузовик фактически представлял собой шасси ГАЗ-51А с колёсной базой 3300 мм, но с новыми кабиной, оперением и двигателем, а также модернизированными силовой передачей и ходовой частью. Конструкция его кабины с панорамным ветровым стеклом, форма крыльев и оформление облицовки радиатора напоминали стиль американских автомобилей образца середины 1950-х гг. Вновь разработанная модель получила наименование ГАЗ-52Ф (Ф – с форкамерным силовым агрегатом).
    На машину, кроме изменённого двигателя, были установлены усиленное сцепление с увеличенным диаметром ведомого диска (внедрено в 1961 году на серийных ГАЗ-63 и ГАЗ-53Ф), четырёхступенчатая коробка передач с синхронизатором на III-й и IV-й передачах, кулачковый дифференциал заднего моста повышенного трения, улучшавший проходимость и устойчивость на плохих и скользких дорогах, а также подвеска с заделкой концов рессор в резиновые подушки. Опытные образцы ГАЗ-52Ф были изготовлены в 1958-1959 годах и один из них даже демонстрировался в 1959 году на ВДНХ, однако из-за нерешённых в то время проблем с надежной работой двигателя (чрезмерная сложность регулировки карбюратора, затруднения с запуском, неустойчивость в работе и многочисленные случаи выхода из строя) этот грузовик так и остался по сути экспериментальным, будучи выпущен всего лишь небольшой опытно-промышленной партией.
    В конце 1950-х годов на основе ГАЗ-52Ф планировались к выпуску грузовик с подъёмным задним бортом ГАЗ-52Я, седельный тягач ГАЗ-52П, а также две длиннобазные (колесная база 3700 мм) модификации: шасси ГАЗ-52A и бортовой ГАЗ-52Г грузоподъёмностью 4 тонны для транспортировки грузов по дорогам с улучшенным твёрдым покрытием. Однако, в конечном итоге в 1964 году на конвейер попало только шасси ГАЗ-52А, но уже оснащенное обычным карбюраторным двигателем ГАЗ-52.

Текст - Юрий Воробьёв



    Модель.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 24 июля 2007 года          
Последняя редакция - 07 января 2019 года