Техническими условиями для базового автомобиля семейства ГАЗ-53А допускалась лишь краткосрочная его эксплуатация в качестве автомобиля-тягача, однако у эксплуатирующих организаций нередко возникала необходимость в транспортировке более объемных и тяжелых грузов, чем это позволяла его штатная грузоподъемность. Для решения этой задачи была спроектирована модификация ГАЗ-53-05, предназначавшаяся для постоянной работы в качестве тягача с прицепом полной массой 4500 кг и грузоподъёмностью 3000 кг.
Учитывая особенности эксплуатации автопоездов, ГАЗ-53-05 был оборудован эффективной пневмогидравлической двухконтурной тормозной системой с пневмовыводами для подключения тормозной системы полуприцепа. Пневмогидравлический привод потребовал оснастить машину компрессором, поэтому силовой агрегат был заимствован от ГАЗ-66 – с компрессором и иной, относительно ЗМЗ-53, обвязкой навесного оборудования. Для контроля давления в воздушной магистрали на панель приборов был добавлен манометр, а для увеличения автономности автомобиля в конструкцию был введен второй бензобак емкостью 105 литров, разместившийся на левом лонжерона рамы, как у ГАЗ-53Н.
Поскольку автомобиль предназначался для эксплуатации с прицепом, была усилена задняя поперечина рамы, на которой был смонтирован буксирный прибор. Кроме того, для расположения буксирного прибора в соответствии с действовавшим на тот момент ГОСТом, на 133 мм был увеличен задний свес рамы, а задние фонари и номерной знак были перенесены в другое место, чтобы избежать нежелательного контакта с дышлом прицепа при складывании автопоезда в крутом повороте.
Государственные испытания ГАЗ-53-05 с прицепами ГКБ-816 и ГАЗ-711 в объеме 50 тысяч километров были проведены летом 1966 года и по их итогам автопоезд в составе бортового тягача ГАЗ-53-05 и прицепа ГКБ-816 был рекомендован к серийному производству, хотя и с некоторыми оговорками, такими как невозможность использования автопоезда в горной местности или необходимость ограничения грузоподъемности тягача тремя тоннами при работе с прицепом.
Тем не менее, в конечном итоге серийно ГАЗ-53-05 не выпускались – уже в 1970 году были построены первые образцы модернизированного ГАЗ-53-11, который должен был прийти на смену ГАЗ-53А и изначально предназначался для постоянной работы с прицепом. По этой причине дальнейшие работы по ГАЗ-53-05 были свернуты. Впрочем, ГАЗ-53-11 в задуманном виде тоже не добрался до конвейера.
Всего было построено четыре опытных образца ГАЗ-53-05. |