С 1984 года с конвейера Горьковского автозавода в рамках модернизированного семейства ГАЗ-53-12 сходили газобаллонные грузовики ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27.
ГАЗ-53-19 представлял собой модификацию для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине А-76 и, кроме прочего, отличался от своего предшественника ГАЗ-53-07 двигателем и возможностью полноценной работы на бензине. На этот автомобиль устанавливался двигатель модели ЗМЗ-53-27 (базовый ЗМЗ-53-11, конвертированный для работы на горючих газах) со степенью сжатия 7,0, мощностью 105 л.с. (77,2 кВт) при 3200 об/мин и максимальным крутящим моментом 26 кГм при 1750-2250 об/мин.
В состав газового оборудования входили:
– газовый баллон 111.4401011 с полезным объёмом 170 л (полный – 190,4 л), на котором монтировались наполнительный и два расходных вентиля (паровой и жидкой фазы) со скоростными клапанами, контрольный вентиль максимального заполнения баллона при заправке, датчик указателя уровня сжиженного газа и предохранительный клапан;
– испаритель газа жидкостный;
– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 111.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, войлочным фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-126БГ;
– переключатель вида топлива П20-А2;
– электромагнитный магистральный запорный клапан РС33601 со сменным войлочным фильтром;
– электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС33601;
– манометр УК130;
– указатель уровня сжиженного газа в баллоне;
– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).
Газовый и бензиновый топливные фильтры снабжались одинаковыми электромагнитными клапанами РС33601 для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива. Аналогично ГАЗ-53-07 газовый баллон крепился хомутами к трём кронштейнам, расположенным на левом лонжероне рамы, испаритель и газовый редуктор монтировались в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, манометр, указатель уровня газа и переключатель вида топлива – на панели приборов. Инструментальный ящик крепился к основанию платформы в её левой задней части.
На всех газобаллонных модификациях семейства ГАЗ-53-12 в целях повышения безопасности устанавливалась удлинённая выхлопная труба глушителя с изогнутым вниз концом.
Стоит отметить, что бортовые ГАЗ-53-19, как и ГАЗ-53-12 в бортовом же исполнении, сразу сходили с конвейера с грузоподъемностью на уровне 4.500 кг, но при этом все шасси грузовиков этого семейства, предназначенные для монтажа различных надстроек сторонними организациями, первоначально выпускались в так называемом переходном исполнении с прежней величиной полезной нагрузки на уровне 4.000 кг – в расчете на монтаж тех же самых надстроек, которыми ранее комплектовались шасси ГАЗ-53А.
Переходные газобаллонные шасси получили обозначение как у бортового аналога - ГАЗ-53-19. В том же 1984 году были утверждены технические условия на шасси ГАЗ-53-19-01 с увеличенной на 500 кг полной массой под соответствующим образом модернизированные надстройки. Все эти шасси - и переходные, и с увеличенной грузоподъемностью - выпускались параллельно до 1985 года включительно, после чего производство переходных модификаций было свернуто. Выпуск шасси ГАЗ-53-19-01 с увеличенной грузоподъемностью продолжался в течение всего срока выпуска базового ГАЗ-53-12.
Текст - Юрий Воробьев |