С 1984 года с конвейера Горьковского автозавода в рамках модернизированного семейства ГАЗ-53-12 сходили газобаллонные грузовики ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27.
ГАЗ-53-27 представлял собой модификацию ГАЗ-53-12, предназначенную для работы на сжатом природном газе и бензине А-76. На автомобиль устанавливался двигатель модели ЗМЗ-53-27 (базовый ЗМЗ-53-11, конвертированный для работы на горючих газах) со степенью сжатия 7,0, мощностью 100 л.с. (73,5 кВт) при 3200 об/мин и максимальным крутящим моментом 24 кГм при 1750-2250 об/мин.
В состав газового оборудования входили:
– семь газовых баллонов из конструкционной углеродистой стали 45 (тип 50-200, вес 90 кг) или конструкционной легированной хромомолибденовой стали 30ХМА или хромоникельмолибденовой стали 38ХНМА (тип 50-200Л, вес 62,5 кг) ёмкостью по 50 л (полный объём заправки газом – 40 м3), на которых монтировались наполнительный вентиль ВВ-73 (на втором баллоне) и расходный вентиль ВК-74 (на первом баллоне). В 1985 году наполнительный вентиль ВВ-73 был заменён на ВМН-1, а расходный вентиль ВК-74 - на ВМР-1;
– подогреватель газа, задействованный от выпускной системы двигателя;
– одноступенчатый редуктор высокого давления БМО-80-1 с металлокерамическим фильтром;
– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 116.4404010-30 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-126БГ;
– переключатель вида топлива П20-А2;
– электрический манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);
– механический манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на втором баллоне);
–– электромагнитный магистральный запорный клапан РС336-01 с газовым фильтром со сменным войлочным фильтрующим элементом;
– бензиновый фильтр тонкой очистки топлива с электромагнитным клапаном РС336-01;
– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).
Как и на ГАЗ-53-19, в случае смены топлива для отключения подачи газа или бензина применялись одни и те же электромагнитные клапаны РС336-01, монтировавшиеся на газовом и бензиновом топливных фильтрах, и управлявшиеся с места водителя при помощи переключателя вида топлива. Газовые баллоны размещались в следующей последовательности: четыре за кабиной поперёк рамы, три – вдоль рамы в задней её части. Газовый редуктор низкого давления и магистральный запорный клапан устанавливались в моторном отсеке, подогреватель и редуктор высокого давления – на левом лонжероне рамы, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, переключатель вида топлива – на панели приборов. Держатель запасного колеса переместился под раму в заднюю часть автомобиля, инструментальный ящик – под заднюю левую часть основания кузова. Газовый редуктор низкого давления, испаритель и запорный клапан монтировались в моторном отсеке, подогреватель и редуктор высокого давления – на левом лонжероне рамы, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, переключатель вида топлива – на панели приборов.
На всех газобаллонных модификациях семейства ГАЗ-53-12 в целях повышения безопасности устанавливалась удлинённая выхлопная труба глушителя с изогнутым вниз концом.
В январе 1988 года на двигателе ЗМЗ-53-27, одновременно с двигателем ЗМЗ-53-11, были внедрены новые головки блока цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. На силовые агрегаты ставились головки двух видов, отличавшиеся объёмами камер сгорания и степенью сжатия:
– со степенью сжатия 7,0 (53-11-1003010-02);
– со степенью сжатия 7,6 (53-11-1003010-10).
В связи с началом выпуска двигателей с головками блока с увеличенной степенью сжатия (7,6), на них монтировались датчики-распределители 24.3706 с изменёнными характеристиками. С апреля на грузовики стали устанавливаться универсальные датчики-распределители 24.3706, подходившие для обоих типов двигателей.
Грузоподъёмность ГАЗ-53-27 составляла 4000 кг (3800 кг при использовании баллонов из углеродистой стали). Выпуск ГАЗ-53-27 был прекращен в 1992 году, в связи со снятием с производства всего семейства ГАЗ-53-12.
Текст - Юрий Воробьев |