С 1984 года с конвейера Горьковского автозавода в рамках модернизированного семейства ГАЗ-53-12 сходили газобаллонные грузовики ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27.
ГАЗ-53-27 представлял собой модификацию ГАЗ-53-12, предназначенную для работы на сжатом природном газе и бензине А-76. На автомобиль устанавливался двигатель модели ЗМЗ-53-27 (базовый ЗМЗ-53-11, конвертированный для работы на горючих газах) со степенью сжатия 7,0, мощностью 100 л.с. (73,5 кВт) при 3200 об/мин и максимальным крутящим моментом 24 кГм при 1750-2250 об/мин.
В состав газового оборудования входили:
– семь газовых баллонов из легированной или углеродистой стали ёмкостью по 50 л (полный объём заправки газом – 70 м3). На втором баллоне монтировался наполнительный вентиль ВВ-73 (на втором баллоне), а на первом - расходный вентиль ВК-74 (в 1985 году наполнительный вентиль ВВ-73 был заменён на ВМН-1, а расходный вентиль ВК-74 - на ВМР-1);
– подогреватель газа, задействованный от выпускной системы двигателя;
– одноступенчатый редуктор высокого давления БМО-80-1;
– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 116.4404010-30 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-126БГ;
– переключатель вида топлива П20-А2;
– манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);
– манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на втором баллоне);
– электромагнитный магистральный запорный клапан РС33601 со сменным войлочным фильтром;
– электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС33601;
– пусковой электромагнитный клапан;
– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).
Как и на ГАЗ-53-19, газовый и бензиновый топливные фильтры снабжались одними и теми же электромагнитными клапанами РС33601 для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива. Газовые баллоны, размещались под платформой: четыре за кабиной поперёк рамы, три вдоль рамы в задней её части. Держатель запасного колеса переместился под раму в заднюю часть автомобиля, инструментальный ящик – под заднюю левую часть основания кузова. Газовый редуктор низкого давления, испаритель и запорный клапан монтировались в моторном отсеке, подогреватель и редуктор высокого давления – на левом лонжероне рамы, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, переключатель вида топлива – на панели приборов.
На всех газобаллонных модификациях семейства ГАЗ-53-12 в целях повышения безопасности устанавливалась удлинённая выхлопная труба глушителя с изогнутым вниз концом.
В январе 1988 года на двигателе ЗМЗ-53-27, одновременно с двигателем ЗМЗ-53-11, были внедрены новые головки блока цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. На силовые агрегаты ставились головки двух видов, отличавшиеся объёмами камер сгорания и степенью сжатия:
– со степенью сжатия 7,0 (53-11-1003010-02);
– со степенью сжатия 7,6 (53-11-1003010-10).
В связи с началом выпуска двигателей с головками блока с увеличенной степенью сжатия (7,6), на них монтировались датчики-распределители 24.3706 с изменёнными характеристиками. С апреля на грузовики стали устанавливаться универсальные датчики-распределители 24.3706, подходившие для обоих типов двигателей.
Грузоподъёмность ГАЗ-53-27 составляла 4000 кг (3800 кг при использовании баллонов из углеродистой стали). Выпуск ГАЗ-53-27 был прекращен в 1992 году, в связи со снятием с производства всего семейства ГАЗ-53-12.
Текст - Юрий Воробьев |