С учетом опыта эксплуатации ГАЗ-03-32 и ГАЗ-05-194 в 1938 году Горьковским автозаводом был разработан специальный санитарный автомобиль на шасси ГАЗ-АА с оригинальным кузовом. Этот автомобиль получил обозначение ГАЗ-55-55, где первое число являлось индексом шасси, а второе – индексом кузова. Впрочем, вскоре обозначение машины даже в заводской документации для простоты было редуцировано до привычного нам ГАЗ-55.
Поскольку стандартная рессорная подвеска ГАЗ-АА, рассчитанная на перевозку полутора тонн груза, была чрезмерно жесткой для такой малой нагрузки, как у санитарного фургона, то для улучшения плавности хода ГАЗ-55 получил усовершенствованную переднюю рессору и удлиненные задние. По этой же причине на машину устанавливались четыре амортизатора от легкового ГАЗ-М1 на заднюю ось и два на переднюю.
Частично остекленный кузов ГАЗ-55, как и другие горьковские автобусные кузова тех лет, в основе имел деревянный каркас, обшитый листовым металлом. На крыше машины, для улучшения воздухообмена в кузове, были предусмотрены три вентиляционных кармана с вентиляторами – два приточных и один вытяжной. Отопление кузова осуществлялось двумя калориферами, установленными на полу у боковых стенок под лавками и нагреваемыми проходящими через них выхлопными газами. Кабина водителя отделялась от санитарного салона фанерной перегородкой с переговорным окном. Стандартный козырек ГАЗ-АА над ветровым стеклом уступил место гладкой панели с небольшим фонарем, на стекло которого был нанесен красный крест. В остальном передок и боковые двери остались неизменными от ГАЗ-АА. Запасные колеса крепились к специальным кронштейнам, установленным по обеим сторонам от капота, и были частично утоплены в специальные углубления в передних крыльях.
ГАЗ-55 предназначался для перевозки 8 сидячих больных/раненых, не считая водителя и сопровождающего санитара, либо 4 лежачих на носилках в два ряда друг над другом плюс 2 сидячих, либо двое лежачих на носилках под крышей и пятеро сидячих. Для перевозки сидячих больных были предусмотрены два откидных трехместных сиденья по бортам кузова и два одноместных сиденья у передней перегородки. Носилки устанавливались на специальные амортизирующие подвесы, которые могли передвигаться по специальным направляющим, установленным на потолке и на полу (для верхней и нижней пары носилок, соответственно). Погрузка больных/раненых в салон осуществлялась через заднюю двустворчатую распашную дверь.
Выпуск ГАЗ-55 был начат на Горьковском автозаводе в 1938 году и уже в том же году 72 шасси ГАЗ-55 были отгружены в адрес Казанского кузовного завода, назначенного дублером по выпуску этих санитарных машин. Причем, если горьковские ГАЗ-55 отправлялись прежде всего в РККА, то казанские машины поступали в основном в гражданские медучреждения. Всего в Казани до войны успели выпустить 968 экземпляров ГАЗ-55, но качество их кузовов было настолько низким, что иной раз больницы или станции скорой помощи, получив казанскую машину, демонтировали с нее заводской кузов и устанавливали новый, собственного производства. В 1941 году производство ГАЗ-55 в Казани было прекращено.
По мере разворачивания выпуска «полуторок» с 50-сильным двигателем ГАЗ-М, эти шасси стали также использоваться для производства ГАЗ-55, при этом индекс санитарки не поменялся.
В отличие от Казани, в Горьком выпуск ГАЗ-55 продолжался и во время войны, но уже вынужденно на основе стандартных шасси «полуторок», без доработки подвески. Как и другая продукция ГАЗа первых военных лет, ГАЗ-55 подверглись вынужденным упрощениям: вместо штампованных появились гнутые задние и Г-образные передние крылья, деревянные дверцы кабины, исчезла одна фара, бампер, вентиляционные карманы на крыше, остекление кузова и передние тормоза. Впрочем, уже в 1943 году завод практически вернулся к довоенной комплектации машины, однако Г-образные передние крылья оставались на машинах до самого конца их выпуска.
Практически на весь 1946 год выпуск ГАЗ-55 был приостановлен – в народное хозяйство начали возвращаться машины из действующей армии, но вскоре стало очевидно, что их количество недостаточно для удовлетворения нужд гражданских медучреждений, а техническое состояние таких машин зачастую неудовлетворительно, поэтому в декабре 1946 года производство ГАЗ-55 было возобновлено, но уже силами нового предприятия – еще в апреле 1946 года автобусный филиал ГАЗа был выведен из состава Горьковского автозавода и преобразован в самостоятельное предприятие Горьковский автобусный завод (использовалась аббревиатура ГЗА, чтобы не дублировать уже устоявшуюся ГАЗ). Новый автозавод продолжил выпуск санитарок ГАЗ-55, причем с первого квартала 1950 года самостоятельно стал собирать еще и шасси для них, а также для автобусов ГАЗ-03-30 и самосвалов ГАЗ-410 из задела в четыре тысячи комплектов, вывезенного с ГАЗа в связи с прекращением выпуска на Горьковском автозаводе «полуторок».
В III квартале 1950 году выпуск ГАЗ-55 был прекращен. Всего за годы производства было построено 13.026 экземпляров ГАЗ-55, из которых 11.846 машин было выпущено в Горьком и 1.180 в Казани. |