ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-60

    После ряда экспериментов в нашей стране в конце 20-ых - начале 30-ых годов ХХ века с полугусеничными автомобилями (ГАЗ-А-Кегресс, Форд-НАТИ-5, НАТИ-2 и другие) постепенно выкристаллизовалась приемлемая конструкция вездехода на базе массового грузовика тех лет - ГАЗ-АА. Прототип в 1933 году получил наименование НАТИ-3 - он появился после модернизации автомобиля НАТИ-2. Автомобили испытывались в пустыне Кара-Кумы, на Таймыре, на Чукотке и от года к году совершенствовались. В зиму 1933-1934гг. вездеходы перевозили грузы с зимовавшего каравана первой Ленской экспедиции на остров "Комсомольской Правды". Весной 1934 года на НАТИ-3 совершали исследовательские поездки геологи и геодезисты. Несмотря на поломки, машины продемонстрировали великолепную проходимость и превосходную, в сравнении с тракторами, динамичность. В конечном итоге, в 1936 году появились образцы снегохода НАТИ-ВЗ, созданного, как и его предшественники, на базе ГАЗ-АА. После ряда доработок машина была (на основании приказа №12 от Наркоммаша от 15 января 1938 года) принята к серийной постройке на ГАЗе. Автомобиль получил название ГАЗ-60 (В).
    "В", как и базовая полуторка, оснащался двигателем ГАЗ-М (М-1), но с доработанной системой охлаждения за счёт установки нового вентилятора и усиленного шестирядного радиатора. Гусеничный ход состоял из рамы, ведущей оси с двумя двускатными колесами, входившими во фрикционное зацепление с гусеницей. Привод от заднего моста к ведущей оси осуществлялся цепной передачей. Движитель имел поддерживающие и опорные ролики, а также ленивец с натяжным приспособлением. Под переднюю рессору был установлен специальный кронштейн, благодаря чему осуществлялась качение подвески. С ноября 1938 года по февраль 1939 были разработаны серийные чертежи. В декабре 1938-го - марте 1939 - техпроцесс. Штампы и приспособления завод изготовил в январе-мае 1939 года. Опытные образцы были изготовлены в октябре 1938 года. Постоянно проходили заводские испытания, по результатам которых и дорабатывалась техдокументация - фото1, фото2, фото3. Всего до конца года изготовили пару сотен автомобилей, а в 1939 году было изготовлено почти 700 вездеходов. Машины стали поступать заказчикам.
    За 1939 год потребителям было передано 691 экземпляр автомобилей ГАЗ-60. Машина серийного выпуска 1939 года была выставлена на ВСХВ (впоследствии - ВДНХ, ВВЦ). ГАЗ-60 заслужил одобрение публики, но настоящий экзамен ждал вездеход не на выставке, и даже не на полигоне - с началом Финской кампании появилась возможность опробовать вездеходы в деле. Два вездехода ГАЗ находились, в частности на 120 АБ, передислоцированной из г. Овруч на остров Эзель. 120 АБ обеспечивала боевую работу 52 СБП и 2АЭ 38 ИАП, совершавшего вылеты по территории Финляндии. Были вездеходы при штакорпусе-1 и в 139 СД.
    От военных стали поступать многочисленные рекламации. Особенно много замечаний относилось к гусеницам, которые быстро изнашивались, как из-за их низкого качества, так и из-за дефектов сборки движителя, не предусмотренных проектом перекосов. Также военными был высказан еще ряд замечаний касательно конструкции автомобиля, а впоследствии потребовали ввести механизм принудительного зацепления гусеницы, чтобы избежать ее сваливания с катков - так появился ГАЗ-60П.
    Всего было изготовлено немногим более тысячи ГАЗ-60 разных серий.Уже в самом начале войны ГАЗ-60 были большой редкостью в войсках (зачастую на них устанавливали зенитные пулеметы), а до Победы не дошёл ни один.
    Перед войной была предпринята попытка установки газогенератора на ГАЗ-60 с целью приспособить автомобиль к работе в удаленных лесных и таежный районах страны. Однако, ввиду слишком большой потери мощности газогенераторным автомобилем по сравнению с бензиновым вариантом, данный проект развития не получил.


    На фотографии слева представлена модель завода "Двигатель", в центре - мастерской ALF (г.Николаев), справа - модель ПМГ на базе ГАЗ-60 производства петербургского объединения ЛОМО-АВМ.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Последняя редакция - 29 июня 2007 года